О позиции НАПФ по необходимости упорядочить перевод средств пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой

В настоящее время на рынке негосударственного пенсионного страхования сложилась сложная ситуация, связанная с нарушениями некоторыми негосударственными пенсионными фондами действующего законодательства, регламентирующего порядок перевода застрахованными лицами своих пенсионных накоплений из одного НПФ в другой.

20.06.17

Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» вынуждена констатировать, что случаи незаконного блокирования таких переходов со стороны отдельных фондов, а также незаконного перевода пенсионных накоплений без ведома застрахованного лица приняли массовый характер. Как правило, речь идет о подаче в конце года в удостоверяющие центры (УЦ) от имени застрахованного лица фальшивых заявлений с использованием электронно-цифровой подписи, о содержании которых гражданин узнает уже пост-фактум.

В целях более эффективной защиты прав застрахованных лиц, СРО НАПФ поддерживает возможные изменения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части подачи заявления о переходе гражданина из одного НПФ в другой НПФ предыдущему страховщику, что подтверждено решением Совета НАПФ. Однако порядок подачи и рассмотрения такого заявления должен ограничивать возможность предыдущего страховщика заблокировать смену застрахованным лицом негосударственного пенсионного фонда.

Порядок перехода должен быть максимально прозрачным с четким описанием механизма рассмотрения заявления застрахованного лица, его удовлетворения и тем более оснований для отказа, избавлен от любой возможности оказания давления на человека и использования недостоверной информации в коммерческих целях.

В частности, так называемый законопроект «о переходах», поддерживаемый нашими коллегами из СРО АНПФ, предусматривает возможность для предыдущего страховщика отказать застрахованному лицу в удовлетворении его заявления в случае «нарушения» им некоего порядка подачи этого заявления, установленной формы заявления, а также отсутствия у него на руках действующего договора об обязательном пенсионном страховании и искусственными сложностями с идентификацией личности. Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность застрахованного лица уведомить предыдущего страховщика о своем желании сменить НПФ за 30 дней до подачи соответствующего заявления, что также ограничивает волеизъявление гражданина.

По мнению СРО НАПФ такой порядок переходов нарушает права граждан, а также ведет к установлению так называемого «пенсионного рабства». Принятие законопроекта в таком виде узаконит ситуацию, при которой отдельные НПФ фактически блокируют перевод находящихся у них под управлением пенсионных средств граждан под управление другому страховщику, ведущему менее рискованную инвестиционную политику, либо, демонстрирующего более высокие финансовые результаты при инвестировании средств пенсионных накоплений.

Попытка лоббировать этот законопроект в нынешних условиях не является решением проблемы недобросовестной конкуренции на рынке пенсионного страхования, а, наоборот, направлена на придание законной формы сложившейся практике удержания клиентов.

НАПФ направил свои предложения по исправлению ситуации в заинтересованные государственные органы.

Приложение: письмо НАПФ в Минтруд и ПФР

 
Баннер Экспертной инициативы Международная ассоциация социального обеспечения Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка Российский союз промышленников и предпринимателей журнал "Пенсионное обозрение"