Власти нашли новый способ защитить граждан от негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые далеко не всегда добросовестно управляют накоплениями населения. Осенью парламентарии собираются принять закон, предусматривающий возврат людям инвестиционного дохода, если будет доказано, что фонд провел транзакцию незаконно. Несмотря на то, что предложенные правки направлены на защиту интересов граждан, эксперты уверены, что в представленном виде закон пестрит недоработками и вряд ли вернет почти 110 млрд рублей инвестиционного дохода, которые люди потеряли, когда их сбережения перебрасывали из одного фонда в другой.
Суть одобренных правительством изменений заключается в следующем: с середины будущего года НПФ обяжут возмещать гражданам вложенные деньги, если люди докажут, что фонд нарушил права вкладчика при переводе накоплений в другую пенсионную организацию. Сейчас в нашей стране действует пятилетний мораторий на обмен одного НПФ на другой: если человек меняет фонд, его могут лишить части инвестиционного дохода — то есть, тех денег, которые он заработал за время вклада. Такая система вполне оправдана. Направляя средства в негосударственный фонд, люди отдают деньги в распоряжение НПФ на несколько лет, ведь частая смена управляющей компании не позволят сделать долгосрочную и надежную инвестицию в серьезные проекты.
Если вкладчик все же не согласен с условиями своего контракта и разрывает его по собственной воле, то может оспорить удержанный инвестиционный доход. «Если незаконность перевода накоплений из одной организации в другую и наличие при этом злого умысла докажут, то последствия могут быть еще более серьезными, чем просто возвращение средств», — отмечает глава комитета по социальной политике Совфеда Валерий Рязанский.
Между тем, от новых поправок вкладчики НПФ ждут более мощного эффекта. По оценке Счетной палаты, россияне потеряли более 108 млрд рублей, манипулируя своими пенсионными накоплениями. Фонды, судя по всему, успешно пользовались человеческими слабостями: при досрочном переводе денег в другую инвестиционную компанию, предложившую более выгодные условия, многие элементарно забывали об инвестиционном доходе, поскольку получали базовую сумму своего вложения. Да и вообще, мало кто из клиентов подсчитывал сумму заработка, поскольку фонды распределяли деньги клиентов на разных счетах. Другими словами, перебрасывали средства из одной фирмы в другую, автоматически сбивая срок договора с клиентом. Обращения в судебные инстанции со стороны вкладчиков в НПФ далеко не всегда приводили к положительному результату.
Как полагает финансовый эксперт Михаил Беляев, реализация законопроекта в предложенном виде вызывает большие вопросы. Факт незаконной переброски денег граждан без их согласия в другой фонд доказать окажется крайне непросто. Клиент может даже и сам не знать, что, подписывая различные документы, автоматически соглашается с такими переводами - следовательно, установить незаконность сделки будет практически невозможно. «Кроме того, возникают вопросы: кто будет возвращать инвестиционные доходы, из прибыли какой компании они будут компенсированы и на каких счетах человек сможет получить упущенную прибыль?», — задается вопросом эксперт.
Было бы хорошо, если бы подобные изменения в законопроект чиновники догадались внести несколько лет назад, а в настоящее время это правило уже не вернет людям потерянные сотни миллиардов рублей. Гражданам, считающим, что НПФ нарушил их инвестиционные права, все равно придется добиваться справедливости через судебные ведомства, полагает Беляев.
По словам шеф-аналитика TeleTrade Петр Пушкарева, инициаторы нового законопроекта преследуют благородную цель — защитить вкладчиков, рассчитывающих обеспечить себя стабильной базой для будущей пенсии. Однако они, скорее, обозначают лишь лозунги, не обеспечивая достойную юридическую базу. «Ранее существовала не менее обширная практика, когда агенты какого-либо НПФ «переманивали» к себе пайщиков, не уведомляя их о потерях в старом фонде. Такой переход происходил формально вполне добровольно. Даже если человек сейчас будет утверждать, что его не предупредили, в суде обосновать это затруднительно. Ведь иначе никак не отличить такие действия от сознательного перехода в другой фонд, даже зная о возможных потерях. Но НПФ будет гораздо легче доказать формальный добровольный переход человека в другую компанию, сохранив у себя в кармане предназначенную вкладчику прибыль», — полагает эксперт.
Источник: https://www.mk.ru