Саморегулируемые организации пенсионного рынка, ознакомившись с содержанием заявления Президента Всероссийского союза страховщиков И.Ю. Юргенса, сделанного в рамках Московского финансового форума 08.09.2021 (http://www.finmarket.ru/news/) в части возможного объединения лицензий НПФ и СК, считают необходимым выразить принципиальное несогласие с изложенной позицией.
Обращаем внимание, что на наш взгляд, направление деятельности Регулятора по объединению лицензий финансовых организаций, и, в частности негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний – выверенный и логичный шаг, соответствующей тенденциям развития всего финансового рынка в стране.
Более того, считаем, что законодательно установленное правило об исключительности видов деятельности НПФ – пережиток старой некоммерческой модели негосударственных пенсионных фондов, давно не отвечающий современным реалиям. По-нашему мнению, предоставление возможности совмещения одной финансовой организацией наиболее комплементарных, а также схожих по своей сути видов деятельности (например, деятельности страховщика жизни и НПФ) – несомненно правильно решение.
Мы согласны с Банком России, что предоставление возможности совмещения одним лицом наиболее комплементарных видов деятельности (например, осуществление финансовыми организациями агентской деятельности по предложению клиентам нефинансовых услуг), а также видов деятельности со схожим базовым риском (например, деятельности страховщика жизни и негосударственного пенсионного фонда) не приведет к увеличению рисков на финансовом рынке. А связанные с таким совмещением риски могут быть ограничены действующими регуляторными требованиями при их незначительной модернизации.
Банк России выносит этот вопрос в публичную плоскость, где все заинтересованные стороны могут высказать обоснованное мнение, обрисовать риски, а также определить дополнительные направления совершенствования регулирования совмещения видов деятельности перед принятием столь важного в стратегическом смысле решения.
Кроме того, важно отметить, что, как указывает Банк России, проработка вопроса может занять 5-7 лет[1], и за это время, можно детально учесть все нюансы изменений.
По нашим оценкам, совмещение видов деятельности, безусловно, должно самым позитивным образом повлиять на развитие конкуренции между НПФ и между НПФ и СК, что подтолкнет как НПФ, так и СК к улучшению потребительских свойств предлагаемых финансовых услуг. Это ни в коем случае не приведет к монополизации рынка и потере индивидуальных качеств финансовых услуг.
Совмещение лицензий поможет участникам финансового рынка ускорить цифровизацию процессов, а также позволит предлагать своим клиентам новые кросс-секторальные продукты и услуги, а также снизить издержки бизнеса.
В конечном итоге в выигрыше останутся клиенты финансовых организаций – граждане страны.
При этом совмещением видов деятельности – лишь один из необходимых шагов для развития НПФ. Кроме этого, необходимо многостороннее развитие и иных потребительских свойств их продуктов.
Считаем, что клиент волен сам выбирать финансовую организацию для приобретения тех или иных финансовых услуг.
При этом важно отметить, что тенеденция к переходу от лицензирования финансовых организаций к регулированию видов деятельности – тренд, свойственный многим странам с развитым финансовым рынком: финансовым организациям, в случае получения необходимых разрешений (лицензий) на ту или иную деятельность разрешено предлагать клиентам и смежные с основным видом деятельности продукты.