Как стало известно “Ъ”, Минфин поддержал идею о трансформации «замороженной» накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования (ОПС) в добровольную стандартизированную схему (НПО). Во многом базирующаяся на прошлых концепциях идея будет дорабатываться: в частности, дискуссионным вопросом остаются стимулы для добровольного перехода граждан в новую систему, налоговые вычеты и софинансирование. Именно объем этих стимулов будет принципиальным для успеха перезапуска ОПС, говорят эксперты.
Источники “Ъ” на пенсионном рынке и в правительстве рассказали, что 24 сентября у министра финансов Антона Силуанова состоялось совещание, посвященное вопросам накопительной компоненты ОПС и добровольных пенсионных программ. По информации собеседников “Ъ”, в частности, по НПО было поддержано введение системы гарантирования прав участников добровольных программ (см. “Ъ” от 21 июня), а также отказ от учета при определении налоговой базы для взимания НДФЛ с пенсий по договорам, заключенным в пользу членов семьи. Но важнейшим решением, полагают источники “Ъ” стало принципиальное согласие Минфина на концепцию трансформации «замороженного» с 2014 года накопительного компонента ОПС в стандартизированную схему НПО с едиными правилами. В Минфине не ответили на запрос “Ъ”.
С момента введения моратория на формирование накопительной части пенсии в рамках ОПС предлагалось несколько концепций ее оживления или трансформации в НПО.
Первую предложили ЦБ и Минфин в 2016 году — индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Речь шла о квазидобровольном участии застрахованных лиц: все застрахованные лица становятся участниками системы ИПК и начинают делать взносы от 0% до 6% от зарплаты, но имеют право на пятилетние каникулы.
В 2019 году была выдвинута идея гарантированного пенсионного плана (ГПП), основанная на полной добровольности участия в ней граждан. В прошлом году рассматривалось перенесение инфраструктуры, разработанной для ИПК/ГПП, на ОПС — в частности, внесение взносов в накопительную компоненту по закону 56-ФЗ,— концепция получила рабочее название «ОПС+», рассказывали источники “Ъ”.
Концепцию, одобренную главой Минфина, участники обсуждения называют «План Б». Год назад НПФ представили ее в общем виде главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, которая идею поддержала. Тогда было решено создать рабочую группу по доработке идеи (см. “Ъ” от 3 сентября 2020 года), в которую вошли представители НПФ, Минфина, Минтруда и Банка России. Именно рабочая группа представила обновленную концепцию «Плана Б» с рядом дискуссионных развилок в Минфине 24 сентября. В ЦБ и Минтруде не ответили на запросы “Ъ”.
От ИПК/ГПП «План Б» получил идею стандартизированной схемы НПО с неснижаемым остатком в виде первоначального взноса, переведенного из ОПС, со стимулированием последующих взносов посредством налоговых вычетов и софинансированием.
Основные отличия — передача прав собственности на накопительную часть от государства гражданам, отсутствие в системе центрального администратора (см. “Ъ” от 25 апреля 2019 года), а также внешнего «мягкого подталкивания» имеющих пенсионные накопления граждан к вступлению в стандартизированную схему.
То есть перевод ОПС в НПО по желанию застрахованных лиц будет сразу полным и базироваться на договорных отношениях с НПФ. Перевод средств из фонда в фонд, таким образом, будет идентичен клиентским отношениям с банком по депозиту: разрыв договора с одним НПФ и заключение нового с другим с переводом средств в безналичной форме.
Вопрос о том, что делать с пенсионными накоплениями, которые находятся в ПФР, остается дискуссионным и будет решаться после консультаций с ВЭБ.РФ (управляющей подавляющим большинством этих средств), уточняют источники “Ъ”. Также, по их словам, министр попросил доработать вопросы о налоговых вычетах (предлагалось 6% от дохода), софинансировании (предлагалось только для молодежи) и начальном бонусе для тех, кто вступил в систему (предлагалось только для молодежи с «нулевыми счетами»).
«Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер
Антон Силуанов, министр финансов, о «разморозке» взносов в накопительную компоненту ОПС, 25 июня 2014 года
В частности, говорят собеседники “Ъ”, министр считает, что нужно распространить начальный взнос от государства на всех вступивших в новую систему, а софинансирование дифференцировать в зависимости от размера дохода получателя: чем больше доход, тем меньше денег от государства. «Министерство принципиально готово тратить средства ФНБ на эту социальную функцию»,— утверждает один из собеседников “Ъ”. Другой добавляет, что позиция представивших «План Б» участников «понравилась министру»: речь шла именно о социальной составляющей. Однако, уточняют несколько источников “Ъ”, финальное решение по будущему идеи о трансформации ОПС в НПО будет приниматься на уровне правительства «и выше».
«Принципиальная поддержка финансовыми властями идеи налогового вычета вкупе с софинансированием дает основание полагать, что есть шанс на удачный перезапуск системы»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Впрочем, по его словам, реальный объем новых взносов в рамках стандартизированного НПО будет определяться именно объемом стимулов, на которые готовы пойти власти. «Также принципиально, как будет выстроена защита граждан от неправомерных переводов»,— добавляет он.
«Фонды готовы предложить защищенный пенсионный продукт с широким набором налоговых льгот для клиентов»,— говорит куратор пенсионного бизнеса ГК «Регион» Галина Морозова. Она добавляет, что в системе НПО невозможно менять условия в одностороннем порядке, без согласия клиента, что является его эффективной защитой.
Источник: Коммерсантъ