Граждане неохотно меняют пенсионные фонды
Результаты кампании по переводу пенсионных накоплений граждан за девять месяцев этого года оказались ниже, чем за аналогичный период провального 2020-го. Но эксперты называют результат в 85 тыс. граждан впечатляющим, потому что он достигнут при полном отсутствии маркетирования НПФ и агентских продаж. Структура поданных заявлений в такой ситуации отражает реальные предпочтения граждан в выборе страховщика.
Несмотря на отсутствие жестких карантинных ограничений, как в прошлом году, кампания по переводу гражданами средств пенсионных накоплений пока отстает от результатов 2020 года, свидетельствуют данные ПФР. Всего за три квартала застрахованные лица подали 85,1 тыс. заявлений на смену страховщика. В прошлом году по итогам десяти месяцев граждане подали 93,5 тыс. заявлений (см. “Ъ” от 30 ноября 2020 года). При этом результаты прошлогодней переходной кампании оказались самыми слабыми за все время существования накопительной компоненты в рамках ОПС (см. “Ъ” от 11 мая).
В настоящее время кампания по переводу пенсионных накоплений проводится до конца ноября. В декабре гражданин может подать лишь уведомление об отказе от смены пенсионного фонда, если он по каким-то причинам поменял свое мнение и решил не переходить от одного страховщика к другому. При этом, в отличие от заявлений на переход, динамика подачи уведомлений на отказ по сравнению с прошлым годом, наоборот, показывает значительный рост. Если за десять месяцев 2020 года таких уведомлений было подано 1 тыс. шт., то по итогам трех кварталов этого года — уже 1,3 тыс. шт.
Вместе с тем структура потенциальных переходов (решения по заявлениям ПФР принимает лишь в первом квартале следующего за подачей документа года) не поменялась. Как и в прошлом году (см. “Ъ” от 25 декабря 2020 года), более половины (57,7%) граждан решили перевести свои накопления из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в ПФР. Чуть менее трети (31,4%) изъявили желание сменить один НПФ на другой. Остальные заявители (10,9%) сделали выбор в пользу перевода своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в частный фонд.
Сохраняется динамика и по формату перевода. Как и в прошлом году, порядка 9% застрахованных лиц выбрали срочный вариант. В этом случае средства переходят новому страховщику лишь через пять лет после подачи заявления. Зато застрахованное лицо избежит потери инвестиционного дохода. При этом большее число таких граждан (88% от подавших срочные заявления) традиционно выбирают перевод из НПФ в ПФР. Ранее участники рынка объясняли такое поведение более осознанным выбором возвращающихся к государственному страховщику граждан, в отличие от тех застрахованных лиц, которые хотели бы перейти в НПФ (см. “Ъ” от 19 апреля 2019 года).
Алексей Моисеев, замминистра финансов, о маркетинге НПФ в продажах ОПС, 12 сентября 2019 года:
«Обещают доходность, которую не могут обещать, никто не может обещать никакой доходности, если это не депозит».
В целом около 78% застрахованных лиц, подавших заявление в ПФР, сделали выбор в пользу досрочного формата, тем самым рискуя потерять накопленный инвестдоход. Значительное (вдвое) падение в этом году показывают переводы средств из одной управляющей компании (УК) в другую, когда страховщиком гражданина является ПФР. За девять месяцев таких заявлений было подано всего 0,2 тыс. штук.
Слабые результаты текущего года, который может повторить прошлогодний минимальный результат, эксперты связывают с консолидацией пенсионного рынка и пассивностью негосударственных фондов. «Этот год характеризуется почти полным отказом от маркетирования ОПС со стороны НПФ и отсутствием агентских продаж (на фоне сокращения активных участников.— “Ъ”)»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.
Однако эксперт называет даже скромные результаты т «впечатляющими», так как «именно они могут свидетельствовать о реальных, а не навязанных предпочтениях россиян в выборе страховщика». То, что НПФ занимают здесь чуть меньше половины, поясняет господин Околеснов — действительное достижение частных фондов, часть из которых все-таки смогла добиться доверия клиентов.
Источник: Коммерсантъ