Главная / Пресс-центр / Архив новостей / Новости пенсионного рынка

Эксперты НИУ ВШЭ представили доклад о влиянии пандемии на сферу социальной защиты в России

11 апреля 2022

Высшая школа экономики представила экспертный доклад «Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего» в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXIII ЯМНК). Научными редакторами доклада выступили проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова и заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
 
Эксперты отмечают, что роль социальной защиты в поддержке благополучия людей, снижении бедности и неравенства трудно переоценить в спокойные времена, но особенно ее значение возрастает в периоды кризисов, что подтвердил глобальный шок пандемии COVID-19. В условиях неопределенности система социальной защиты превращается в «подушку безопасности» – макроэкономический и социально-политический стабилизатор.
 
В докладе проведен анализ основных тенденций в становлении российской системы социальной защиты –  в широком ее определении, включающем нестраховые меры социальной защиты, пенсионное обеспечение и социальное обслуживание, – и развилки ее развития в среднесрочной перспективе.
 
В докладе проанализировано, в какой мере пандемия коронавируса повлияла на основные вызовы и проблемы, стоящие перед российской социальной защитой, каковы были ключевые решения в сфере антикризисной поддержки населения в период пандемии и как они сказались на показателях бедности и неравенства.
 
Согласно выводам, сделанным авторами доклада, в последние перед пандемией годы произошел разворот государственной политики в сторону повышения качества социального обслуживания и создания системы долговременного ухода, в том числе за счет более активного привлечения негосударственных партнеров к предоставлению социальных услуг.
 
В системе социальных выплат в период пандемии новыми приоритетами поддержки стали пособия для низкообеспеченных семей с детьми в возрасте до 8 лет и безработных, единовременные выплаты для детей и пенсионеров. По оценкам авторов доклада, в 2020 году непосредственно на поддержку доходов населения государством было дополнительно направлено 1,96 трлн руб., что соответствует 3,1% доходов населения. Несмотря на масштабность дополнительных мер социальной защиты, только 50% домохозяйств, столкнувшихся с потерей доходов в период пандемии, получили поддержку в виде регулярных дополнительных социальных выплат.
 
Опыт антикризисной социальной поддержки населения в период пандемии показал, что единовременные монетарные меры универсального характера в целом имеют невысокую эффективность с точки зрения сокращения бедности населения, а фокус только на традиционно уязвимых группах населения ограничивает доступ к поддержке «новых» пострадавших, резко попавших в трудную жизненную ситуацию из-за потери занятости или значительной части дохода.
 
Новые пособия для семей с детьми, введенные в январе 2020 года, оказались высокоэффективными с точки зрения сокращения бедности и недостающего дохода, поскольку от них выиграли семьи с двумя и более детьми, как правило, имеющие высокие риски бедности. Антикризисные меры налогово-бюджетной политики по поддержке доходов населения, введенные в марте – июне 2020 года, также носили прогрессивный характер.
 
Большинство дополнительных антикризисных мер в 2020 году были введены временно. Однако, несмотря на общее снижение уровня поддержки населения в 2021 году в сравнении с 2020 годом, за счет восстановления занятости и таргетированных мер по поддержке семей с детьми в 2021 году бедность и недостающий доход сократились сильнее, чем в 2020 году.
 
По итогам 2021 года в наибольшем выигрыше оказались семьи с двумя детьми, одинокие родители и домохозяйства трудоспособных и пенсионеров. При этом, реальные доходы домохозяйств пенсионеров существенно сократились. В 2021 году значительно выросли доходы жителей столичных агломераций и региональных центров, которые, согласно нашим оценкам, наиболее сильно пострадали от кризиса в 2020 году, тогда как доходы жителей других городов упали по отношению к докризисному периоду.
 
Изменения в пенсионной системе в период пандемии касались сокращения страховых платежей для наиболее пострадавших категорий бизнеса. Развитие пандемии привело к незначительному изменению соотношения между работниками и пенсионерами (за счет более высокой смертности последних), тем не менее, согласно проведенным расчетам, совокупный эффект пандемии коронавируса выражается в незначительном ухудшении сбалансированности пенсионной системы.
 
В обеспечении доступности этих услуг в условиях действия ограничительных мер и самоизоляции значительную позитивную роль сыграли некоммерческие организации и волонтеры.
 
Стационарные учреждения социального обслуживания в России прошли пандемию с относительно – в сравнении с многими развитыми странами, а также ситуацией в стране в целом – небольшими потерями. Главным образом это стало возможно за счет введения доплат социальным работникам и установления режима вахтовой работы, а также благодаря низкому (на фоне стран ОЭСР) охвату населения этими учреждениями и их территориальной удаленности.
 
Цифровизация службы занятости и систем социальной поддержки, начатая еще до пандемии и активизированная в условиях коронакризиса, стала одним из факторов успеха антикризисных мер.
 
Согласно данным, в период пандемии в мире лишь 18,6% безработных были охвачены социальной защитой. В России этот показатель выше: в сентябре 2020 года 59% безработных были охвачены поддержкой, но уже в январе 2022 года этот индикатор снизился до 21%. Сегодня поддержка безработных – наименее развитая отрасль социальной защиты. При этом пандемия высветила решающую роль программ защиты рабочих мест и выплат по безработице для поддержания экономической активности и уровня жизни населения.
 
Один из возможных векторов восстановления экономики в ближайшие годы связан с цифровизацией рынка труда, а также с формированием и расширением платформенного сегмента экономики.
 
Согласно прогнозу Института социальной политики ВШЭ, общая численность граждан с дефицитами самообслуживания возрастет с 4,1 млн человек в 2020 году до 6,8 млн к 2040 году. В этих условиях создание устойчивой системы долговременного ухода, доступной гражданам с ограничениями в самообслуживании, – необходимое условие для поддержания качества и уровня жизни этой категории населения и членов их расширенных семей, в том числе в условиях нестабильной макроэкономической динамики.
 
В ближайшие годы в системе социального страхования позитивная история связана с решением об объединении Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России), некоммерческую унитарную организацию. Планируемое объединение фондов направлено на упрощение платежей и транзакционных издержек для работодателей, повышение доступности выплат в рамках социального страхования для населения, а также повышение привлекательности участия в социальном страховании для высококвалифицированных работников с заработной платой на уровне средней или выше за счет роста размера пособий, выплачиваемых в рамках социального страхования (по беременности и родам, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности).

Источник: http://evrazesnews.ru

13 декабря 2024

НАПФ предложил инициативы по развитию финансового рынка России

20 декабря 2024

Состоятельные переходят на личные. Эксперты отметили рост популярности прижизненных наследственных фондов

Обзор СМИ

обновлено 20 декабря 2024 11:45

Видеоблог

Вице-президент НАПФ Алексей Денисов принял участие в пленарном заседании Конференции познакомил участников IV Всероссийской конференции «Опыт и тренды развития финансовой грамотности» с перспективами развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Он особо отметил роль НПФ в обеспечении социальной стабильности граждан, а также рассказал об основных преимуществах Программы долгосрочных сбережений. Его выступление увидели более 3 тыс. человек по всей России.