Министру
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
Т.А.Голиковой
Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов обращается к Вам с просьбой оградить негосударственные пенсионные фонды от адресованных им публичных заявлений Вашего заместителя г-на Воронина, содержание которых не соответствует действительности.
Так, например, агенство РИА-Новости распространило недавно его высказывание относительно выплаты накопительной части пенсии: «то, что размер накопительной части трудовой пенсии получается незначительным – это ответственность и проблема негосударственных пенсионных фондов, которые смогли накопить только столь незначительную сумму пенсионных накоплений для своих клиентов».
То же агенство 26 мая с.г. воспроизвело заявление г-на Воронина, суть которого сводится к тому, что Минздравсоцразвития не отвечает за регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов.
А «Газета.ru» в тот же день опубликовала его суждение ( со ссылкой на Всемирный банк) о якобы запредельных уровнях административных расходов внутри накопительного компонента: «…совокупный размер комиссионных НПФ, УК и спецдепа составляет 23,5% страховых взносов».
Все эти цитаты в дополнение к высказываниям в прессе продублированы на официальном сайте Министерства.
Не хотелось бы подозревать г-на Воронина в распространении путем подобных заявлений заведомо неверной информации, имеющей вполне определенную цель – дискредитировать негосударственные пенсионные фонды, являющиеся неотъемлемым структурным элементом действующей пенсионной системы, ответственность за государственное регулирование которых, надо понимать, возложена в т.ч. и на Минздравсоцразвития.
Скорее всего, Ваш заместитель весьма отдаленно представляет себе организацию и экономику накопительного компонента российской пенсионной системы и в силу этого некомпетентен в данных вопросах. Следствием этого и являются его непрофессиональные заявления.
Отметим, что речь идет не об экспертном мнении, (что тоже не оправдывалось бы), а о государственном чиновнике, занимающем не последнее место в служебной иерархии, подобные заявления которого не способствуют социальному спокойствию в обществе.
Напомните, пожалуйста, уважаемая Татьяна Алексеевна г-ну Воронину, что острота вопросов выплаты накопительной части пенсии сейчас касается, преимущественно, застрахованных лиц, родившихся до 1967 года, которые начинают оформлять пенсию. Тех, в отношении которых не без участия Мнздравсоцразвития, а значит и г-на Воронина, принималось решение о том, чтобы прекратить с января 2005 года зачисление накопительных взносов на их пенсионные счета. Накопительный период у них в связи с этим составил всего 3 года(2002-2004). Да и тариф этих взносов был всего 2 процента при не очень-то высоким уровнем зарплаты в тот период.
Именно этими обстоятельствами объективно обусловлены небольшие по объему пенсионные накопления и, следовательно, накопительная часть пенсии у указанных лиц.
Видимо, г-н Воронин запамятовал и то, что негосударственные пенсионные фонды не могут, практически, иметь к этому отношение, поскольку статус страховшика по обязательному пенсионному страхованию получили только с 2005 года, а также и то, что в подавляющем большинстве пенсионные накопления находятся в государственном управлении.
Что касается утверждения г-на Воронина, касающегося государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, то оно оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, свидетельствует о лихорадочном поиске возможности уйти от персональной ответственности за бездеятельность в этом регулировании. С другой, - заставляет сомневаться в юридическо-правовой компетентности Вашего заместителя, делающего такое шокирующее заявление при наличии действующего постановления Правительства РФ от 4 ноября 2003 года №669 (п.п. 1 и 2) по данному вопросу. Посоветуйте ему, уважаемая Татьяна Алексеевна, перечитать этот документ.
И последнее. Любой, даже начинающий специалист подскажет г-ну Воронину, что вознаграждения (возмещение расходов) осуществляются негосударственными пенсионными фондами за счет средств инвестиционного дохода, который они генерируют. Объем страховых накопительных взносов ни на копейку при этом не уменьшается. В отличие от этого административные расходы в солидарной составляющей пенсионной системы недешево обходятся застрахованным лицам, поскольку производятся, как известно, за счет части уплачиваемых за них страховых взносов, что, естественно, сказывается на их материальных интересах. Лучше бы г-н Воронин обратился к российским законам, где четко прописаны нормативы расходов негосударственных пенсионных фондов при осуществлении ими обязательного пенсионного страхования, вместо того, чтобы тиражировать чужие (специалистов Всемирного банка) мысли с сомнительными цифрами, не вытекающими из официальных отчетов фондов.
Уважаемая Татьяна Алексеевна! Ассоциация надеется, что Вы сможете принять необходимые меры, исключающие появление впредь заявлений г-на Воронина, подобных приведенным в нашем письме. Замечу, что не все в пенсионном сообществе верят в такую возможность. Очень бы не хотелось, чтобы они оказались правы.
Будем Вам признательны за информацию в адрес Ассоциации о результатах рассмотрения настоящего письма.
Президент НАПФ
К.С.Угрюмов