Минтруд РФ подготовил план объединения Пенсионного фонда и фонда социального страхования. Единая организация появится 1 января 2023 г. Приведёт ли это к повышению пенсий и выплат по больничным листам? Какие новые пенсионные реформы ждать в ближайшие годы? «АиФ» собрал идеи, которые предлагают политики и эксперты.
Упрощение через сложение
Если сегодня пенсию и больничные выплачивают два разных ведомства, то после объединения ПФР и ФСС это будет делать единая служба, работающая на основе единой компьютерной системы. У неё будет меньше офисов и сотрудников. Для оформления выплат она будет запрашивать у клиентов меньше справок. Работодатели смогут пополнять объединённый фонд по единому страховому тарифу. А последний будет начисляться не только на зарплаты штатных сотрудников, но и на денежное вознаграждение тех, кто трудится за штатом, выполняя работы по договорам услуг или подряда. В результате 4 млн внештатников с 2023 г. получат право на оплату больничного, чего сейчас они лишены.
«Так как база социального страхования расширится, то вырастут и размеры пособий по временной нетрудоспособности. Если сейчас это максимум 2572 руб. 60 коп. за один день болезни, то, по прогнозу правительства, в будущем эта сумма увеличится в 1,5 раза», — рассказывает член Комитета Госдумы по труду и социальной политике Светлана Бессараб.
Но на материальное положение пенсионеров оргреформа не повлияет. «Стоимость затрат на содержание Пенсионного фонда составляет лишь 1% от бюджета пенсионной системы. Даже если все эти расходы сократить до нуля, невозможно повысить пенсии», — оценивает финансовый эффект реорганизации для ПФР ведущий эксперт Центра комплексных исследований социальной политики ВШЭ Евгений Якушев.
Чрезвычайная индексация
В 2022 г. доходам пожилых граждан угрожает резкий рост инфляции, вызванный антироссийскими санкциями. Единственный инструмент быстрого реагирования — внеочередная индексация пенсий. В конце апреля Владимир Путин поручил Федеральному собранию тщательно проработать необходимые для этого законодательные поправки и механизмы. «Решение о дополнительной индексации страховых пенсий по старости может быть принято в мае-июне, — считает С. Бессараб. — По данным Росстата, за I кв. 2022 г. потребительские цены выросли на 9,95%. Поэтому можно предположить, что пенсии будут повышены также на 9–10%».
При этом депутат уверен, что срывов в выплатах ПФР не допустит: «Правительство сейчас стабильно выполняет все свои финансовые обязательства перед гражданами. А в дальнейшем при повышении пенсий и пособий будут тщательно оцениваться возможности государства, чтобы не давать таких обещаний, которые в принципе невыполнимы или выполнение которых заставит ЦБ включить печатный станок, разгонит инфляцию и не даст людям никакого эффекта. Популизм сейчас недопустим».
Как по справедливости?
Но есть стратегические планы, показывающие, как и до какого уровня государство намерено поднять пенсионные выплаты. В конце нулевых годов планировалось уже в 2020 г. довести среднюю пенсию по старости до 3 прожиточных минимумов пенсионера. Сейчас это было бы 32,6 тыс. руб. Увы, качественные показатели пенсионной системы за последние 10–12 лет не изменились или ухудшились.
Что можно сделать? Радикальный путь предложила партия «Справедливая Россия». Она призвала закрепить минимальный размер страховой пенсии каждого гражданина на уровне 40% его зарплаты за 12 календарных месяцев в конце трудовой деятельности. А тем, у кого эта сумма на основе заработанных пенсионных баллов не получается, «СР» считает нужным доплачивать из государственного бюджета.
В феврале законопроект об этом был внесён в Госдуму, но правительство его оценивает отрицательно. В доходах ПФР трансферты федерального бюджета на страховые пенсии уже сейчас составляют 16%. Значит, надо или изыскать средства для повышения этой дотации, или повысить страховые взносы работодателей, которые уже высоки. «Для реализации инициативы, возможно, пришлось бы сократить финансирование других социально значимых направлений. Подходить к таким вопросам следует с большей ответственностью», — разделяет правительственную логику С. Бессараб.
И сама идея «СР» не так справедлива, как кажется. «При назначении пенсии важно учитывать не только размер потерянной зарплаты, но и время, в течение которого она выплачивалась, — обращает внимание Е. Якушев. — Иначе, например, 40 тыс. руб. на старость получит и бывший специалист, зарабатывавший по 100 тыс. в течение 10–20 лет, и тот, кто имел такую зарплату 1–2 года в самом конце карьеры. Кроме того, есть немало пенсионеров, которым государство сейчас платит даже 100% бывшего заработка. Но это не означает, что они живут хорошо. Это люди, которые раньше получали около МРОТ, и имеют теперь пенсионный доход на уровне прожиточного минимума — 10-11 тыс. руб. в большинстве регионов».
Факторы роста
По какому пути тогда идти, чтобы пенсии увеличивались ощутимо и полнее учитывали трудовой вклад?
«В России явно занижена оценка труда. Необходимо повысить МРОТ, заработную плату и подтолкнуть тем самым рост зарплат во всей экономике. Тогда будут расти и доходы Пенсионного фонда, и индивидуальные пенсионные баллы граждан», — считает С. Бессараб.
И должна стать иной сама конструкция пенсионной системы. Стратегия, принятая правительством, выделяет в ней три уровня. «Первый уровень – государственная пенсия, формируемая за счет страховых взносов, – должен обеспечивать 40% утраченного заработка, — несколько лет назад описал эту модель замминистра труда Андрей Пудов. – Второй уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника, – 15%. И еще 5% должен давать третий уровень – частная пенсия, формируемая самим человекам». Что сейчас получается?
«Изначально предполагалось, что не все страховые взносы работодателей будут идти на текущие пенсионные выплаты. Часть, 6% от размера зарплаты, направлялась на индивидуальные накопительные счета граждан и инвестировалась. Но в 2014 г. формирование накоплений прекратилось, и неизвестно, когда этот инструмент увеличения пенсий заработает снова, — оценивает ситуацию Е. Якушев. — На дополнительную корпоративную пенсию могут рассчитывать только 5 млн человек — те, кто трудится в госкорпорациях типа РЖД или в крупных промышленных компаниях типа «Лукойла». Личные сбережения малы. Даже у людей, зарабатывающих выше среднего, нет достаточно надежных механизмов, позволяющих сформировать достойную пенсию.
Население между тем продолжает стареть, а количество работников — сокращаться. Государству ясно, что нужно стимулировать личные пенсионные сбережения. Правительство обсуждает уже третью схему возобновления накоплений в рамках государственной пенсионной системы. Но решение никак не может принять.
Во-первых, нет единого мнения по поводу того, что делать с пенсионными накоплениями, которые уже образовались на индивидуальных счетах в рамках обязательного пенсионного обеспечения. Можно или передать их гражданам для дальнейшего добровольного инвестирования через НПФ или по какой-то формуле обменять эти виртуальные деньги на увеличение страховой пенсии, и тогда они останутся в распоряжении государства.
Во-вторых, время для реформы накопительной системы сейчас явно неподходящее. Общество пенсионным новациям не доверяет. Финансовые рынки сильно просели под санкциями. Текущие доходы населения падают, растет инфляция. Мало кто согласится копить добровольно. И в принципе никакие решения в пенсионной области, которые ведут к долгосрочным последствиям, не могут быть приняты в кризисной ситуации».
Время новых реформ
По мнению Евгения Якушева, в ближайшие годы в своей пенсионной политике правительство будет реализовывать инерционный сценарий, обеспечивающий выполнение ранее принятых обязательств. Есть все основания ожидать, что в 2024 г. средняя страховая пенсия превысит обещанные раньше 20 тыс. руб. Но каким будет реальный рост с учётом инфляции, спрогнозировать невозможно.
«Время новых реформ наступит после 2028 г., когда завершится повышение пенсионного возраста, — полагает эксперт ВШЭ. — Уже очевидно, что придётся решать проблему с пенсиями самозанятых, например, таксистов и курьеров, выполняющих заказы «Яндекса» и подобных интернет-платформ. Сейчас эти граждане — за пределами пенсионного страхования. Если не принять мер, они пополнят ряды получателей небольших социальных пенсий. Это понизит средний уровень социального обеспечения пенсионеров и еще сильнее увеличит нагрузку на федеральный бюджет».
«Самозанятые не обязаны формировать страховую пенсию, а по собственному желанию занимаются этим редко. Поэтому, если платформа — основное место работы такого человека, нужно законодательно обязать её платить за него в ПФР, — предлагает председатель общественного движения «Труд» Сергей Песков. — Что касается фрилансеров, тех, кто зарабатывает индивидуально, то, я думаю, со временем государство обяжет их делать минимальные фиксированные пенсионные взносы так же, как обязало ИП».
Но, возможно, что события пойдут и в другом направлении. «Если доля бюджетных дотаций, которые получает пенсионная система, станет сильно расти, то придётся пересматривать подходы к её финансированию. Проще и логичнее будет гарантировать гражданам базовый доход, напрямую выплачивая его из бюджета, — предполагает Е. Якушев. — Поспособствовать этому выбору может и то, что сейчас идет изменение механизмов формирования прибыли в экономике. Если раньше она зависела от количества вложенного труда, то теперь мы видим, что это так далеко не всегда. Технологическая компания с небольшим количеством работников может генерировать прибыль на многие миллионы, продавая лицензии и патенты. Поэтому эксперты за рубежом и в России обсуждают возможность расширение базы страховых взносов в пенсионную систему, дополнительно включая в нее часть прибыли компании, а не только фонд оплаты труда».
Источник: https://aif.ru