Минфин планирует подготовить реестр «тяжелых жизненных ситуаций», в которых россияне смогут самостоятельно использовать свои пенсионные накопления, сформированные в системе обязательного страхования до 2014 года. Об этом рассказал замминистра финансов России Алексей Моисеев. Какие именно это будут ситуации, в ведомстве не уточнили. Но скорее всего, это будет некий аналог западных правил: в США, например, снять деньги со счета 401k (аналог российской накопительной пенсии) разрешено в случае, если владелец счета умер или получил инвалидность, а также если он имеет долг по счетам за лечение, превышающий доход, или собирается сделать первый взнос на дом.
Есть ли жизнь после заморозки
Стоить напомнить, что пенсионные накопления формировались в течение 12 лет, с 2002 по 2013 год, за счет страховых взносов работодателей.
В тот период за каждого работника работодатель перечислял в ПФР страховой взнос в размере 22% зарплаты сотрудника, 16% шли в страховую часть (де-факто на выплаты пенсий текущим пенсионерам), 6% — в накопительную.
Формирование пенсионных накоплений прекратилось в 2014 году. Теперь все 22% от ФОТ работодатель отправляет в страховую часть, а накопления не формируются. Это было сделано, чтобы повысить доходы Пенсионного фонда и снизить трансфер в него бюджетных денег. Заморозка неоднократно продлевалась, сейчас ограничение действует до конца 2024 года.
С тех пор пенсионные накопления прирастают лишь за счет доходности от инвестиций. На конец 2021 года у НПФ (негосударственные пенсионные фонды) было 3,02 трлн рублей пенсионных накоплений, у Пенсионного фонда РФ под управлением ВЭБа — 1,97 трлн рублей. Это относительно заметная сумма для фондового рынка (сейчас объем всего долгового рынка России составляет около 31 трлн рублей). Однако средняя сумма пенсионных накоплений на счету россиянина всего порядка 7080 тысяч.
В очереди за накоплениями
Валерия Минчичова, заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ, говорит: чтобы воспользоваться накоплениями, они должны составлять какую-то существенную сумму. «То есть нужно было уже работать хотя бы три-пять лет к 2014 году, чтобы накопления были существенными. Значит, коснется новшество людей в возрасте старше примерно лет тридцати», — говорит она.
Юлия Финогенова, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова, напоминает, что для преодоления тяжелых жизненных ситуаций в РФ действует социальный контракт — выплаты в размере регионального прожиточного минимума трудоспособного населения в течение шести месяцев. Например, размер компенсационного фонда по социальному контракту в Московской области составляет сейчас 97 338 рублей (16 223 рубля в месяц).
В перечень тяжелых жизненных ситуаций в рамках финансирования по социальному контракту входят: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, смерть близких родственников, отсутствие определенного места жительства, необходимость ухода за близкими родственниками вследствие потери дееспособности и еще ряд оснований.
«Скорее всего, перечень тяжелых жизненных ситуаций, предполагающий, что гражданин сможет распоряжаться своими пенсионными накоплениями, будет несколько уже, чем по социальному контракту, и затрагивать интересы непосредственно гражданина», — предполагает Финогенова. То есть забрать накопления в случае инвалидности будет можно, а в случае ухода за родственником — нет.
Одним куском
Интерес к накоплениям существенно вырастет из-за геополитических факторов, которые сказываются на нынешнем ценообразовании продаваемых товаров, считает Мария Спиридонова, член Ассоциации юристов России. «Потребителю остается лишь тщательнее рассчитывать свой бюджет. Нововведение Минфина следовало ввести давно», — добавляет Спиридонова.
Однако другие эксперты считают, что доступ россиян к накопленным средствам никак особо на их жизнь не повлияет. «На сегодня говорят лишь о двух конкретных сложных жизненных ситуациях для использования накоплений — болезнь владельца накоплений или его родственников и смерть родственников. Эти безусловно грустные события подразумевают значительные единовременные траты. Поэтому говорить о росте потребительского спроса или росте объема сбережений либо инвестиций с использованием замороженных накоплений не приходится, разве что в отдельных сегментах, например в сфере медицинского обслуживания», — рассуждает Валерия Минчичова.
Однако по мере выхода на пенсию людей 1967 года рождения и старше накопления все равно придется выдавать — и логично было бы делать это сразу, выплачивая всю сумму, а не растягивая ее на годы как прибавку к пенсии.
Так как средняя сумма пенсионных накоплений составляет 7080 тыс. рублей, расчетный размер накопительной пенсии составит всего несколько сотен рублей в месяц. Это не может рассматриваться как серьезная прибавка к пенсии, говорит Евгений Якушев, ведущий эксперт Центра комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ.
Многие россияне просто забыли про накопления.
«Согласно прошлогодним публикациям в СМИ, более миллиона граждан, достигших пенсионного возраста, не обратились за своими сбережениями в НПФ (речь о тех, кто вышел на пенсию досрочно либо родился в 1953-1966 гг и был исключен из накопительной системы – прим. «Эксперта»), поэтому дополнительная опция доступа к деньгам в случае тяжелой жизненной ситуации также может быть не очень востребованной», — добавляет Якушев. Еще одну возможную причину непопулярности приватизации пенсий он видит в сложности оформления: с одной стороны, гражданин может забыть или не знать, что у него есть какие-то накопления, с другой — сумма может быть незначительной и для ее получения нужно будет потратить много усилий, обращаться к нотариусу или дистанционно направить в НПФ пакет документов. «Учитывая, что накопительный компонент продолжает функционировать по инерции, мелкие настройки не изменят общего отрицательного отношения к долгосрочным пенсионным сбережениям граждан, потерявших доверие к пенсионным инициативам государства в целом», — подчеркивает Якушев.
На это наложились проблемы на отечественном фондовом рынке. «В условиях высокой волатильности финансового рынка НПФ и УК перешли к бухгалтерской оценке активов. Оценить реальную стоимость портфелей и рыночную доходность сейчас невозможно. Государство ввело механизм гарантирования номинальной стоимости накоплений ОПС, поэтому гражданам не стоит ожидать убытков, как, впрочем, и высокой доходности», — добавляет Евгений Якушев.
Интересно, что в целом доходность пенсионных накоплений до 2022 года несколько обгоняла доходность банковских депозитов. Однако полноценно обогнать инфляцию удалось лишь ВЭБу. Согласно официальным данным Банка России, накопленная инфляция за последние пять лет (с 2017-го по второй квартал 2022 года) составила 37,7%, при этом за этот же период накопленная доходность пенсионных накоплений по всем НПФ оказалась на уровне 29,2%, а если взять доходность НПФ от инвестирования пенсионных накоплений за вычетом комиссий НПФ и УК (данные доступны только на конец 2021 года), то ее размер составит 21,7%, поясняет Юлия Финогенова.
Лучше обстояли дела с накопленной доходностью от инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном фонде РФ (тут инвестициями занимается ВЭБ). Лидером по накопленной доходности с 2017 года стал портфель государственных ценных бумаг ВЭБа — 44,63%. В него входят только два вида активов: ОФЗ и облигации российских эмитентов, гарантированных РФ.
Это странно: считается, что на длинном горизонте более рисковые стратегии дают бóльшую доходность. Но на деле получилось, что частные управляющие компании, через которые работают НПФ, подвергли накопления рыночной волатильности и не смогли обогнать инфляцию.
При этом комиссии за свою работу они исправно взимали, что сокращало размер накоплений. «Не стоит забывать о комиссиях, которые берут как частные управляющие компании, так и сами НПФ. Возвращаясь к данным Банка России о накопленной доходности пенсионных накоплений за последние пять лет: на конец 2021 года разница между ее размерами, разнесенными на счета клиентов (21,7 процента) и фактически полученной (30 процентов) составила 8,3 процента», — подчеркивает Финогенова.
Благодаря повышению пенсионного возраста начало выплат накопительной пенсии отложено на 2026 год — именно тогда начнут выходить на пенсию женщины 1967 года рождения, первые, кто имеет пенсионные накопления. Однако вряд ли к тому моменту средняя сумма накоплений сильно увеличится. Это означает, что подавляющее большинство будет получать пенсионные накопления в виде одной выплаты — это возможно, если размер пенсионных накоплений менее 5% от суммы страховой пенсии по старости. По мере выплат портфели в ВЭБе и в НПФ начнут уменьшаться — а значит, маневренность управляющих будет падать, что будет приводить к уменьшению доходности от инвестиций. Возможно, более правильным было бы уже сейчас разрешить использовать пенсионные накопления для решения важных жизненных задач — погашения ипотеки, оплаты обучения детей и т. д. Тогда у пенсионной реформы был бы хоть какой-то положительный результат.
Источник: https://expert.ru