Первый зампред Банка России Владимир Чистюхин рассказал о том, какие шаги регулятор предпринимает, реагируя на новые для финансового рынка вызовы, как сработали оперативные меры и какие задачи ЦБ ставит на будущее.
<...>
- Возвращаясь к стратегическим приоритетам. Один из них - это запуск программы долгосрочных сбережений граждан. Текущая ситуация на фондовом рынке - повышенная волатильность, нервная реакция на новости о дивидендах (или их отсутствии) и т.д. - точно ли подходящие условия для запуска такой программы? Может, стоит дождаться восстановления, стабилизации рынка?
- Оптимальных моментов нет. Инструменты фондового рынка начали развиваться примерно с 2010 года или еще раньше - во времена ФКЦБ, ФСФР. И только в 2017-2018 годах эта система «выстрелила». Физические лица и институциональные инвесторы были не удовлетворены низким уровнем процентного дохода по вкладам и начали приобретать в первую очередь долговые ценные бумаги, а те, у кого риск-аппетит был несколько больше, - акции. Система начала активно развиваться. Мы увидели бум брокерских счетов: семь миллионов, двадцать... Да, многие из них были пустыми, но тем не менее - процесс запустился.
То же самое и с программой долгосрочных сбережений. С одной стороны, экономике нужны долгосрочные ресурсы, с другой - есть серьезные ограничения. Во-первых, от нас ушли иностранные инвесторы, которые обеспечивали значимый вклад в фондовый рынок и рынок капитала. Во-вторых, ограниченность бюджета. Все статьи расходов бюджета расписаны до копейки, и просто так откуда-то взять дополнительные ресурсы без угрозы для макроэкономической стабильности невозможно.
В этой ситуации нужно стимулировать и сторону предложения (эмитенты должны быть заинтересованы привлекать либо капитал, либо долг), и сторону спроса, инвестора, то есть необходимо создавать дополнительные условия, привлекательные инструменты.
К таким инструментам относится и ИИС-3, срок которого на переходный период предполагается минимум пять лет, на базовый период - 10 лет. По сравнению с действующим негосударственным пенсионным обеспечением, которое также рассчитано на длительное время, тут предусматривается значимое налоговое стимулирование граждан (вычет на вложения или освобождение от налога на полученную прибыль); а также возможность забрать деньги досрочно в определенных социально значимых случаях.
Еще одни инструмент - долевое страхование жизни. В этом случае страхователю предоставляется перечень ПИФов, и он сам выбирает, в какой именно вложить свои средства.
Третий инструмент - нам кажется принципиально важным развить негосударственное пенсионное обеспечение, фактически сделав из него долгосрочные накопления граждан на старость. Оно предусматривает софинансирование со стороны государства, налоговый вычет, а также возможность использовать накопленные средства в ОПС в качестве первоначального взноса.
Я надеюсь, что это будет дополнительный стимул как для граждан - накапливать в рамках негосударственных пенсионных фондов, так и для самих НПФ - для развития.
Принципиально важно, что примерно с 2015 по 2019 год была проделана колоссальная работа по вычищению фондов от некачественных активов. И сегодня я с уверенностью могу сказать, что даже при той турбулентности, которая существует на рынке, у фондов нет «дыр» и они качественно могут исполнять свои обязательства.
Эти три элемента предоставят бОльшую опциональность для наших граждан, которые захотят инвестировать в длинную. Здесь важно решить вопрос как минимум с частью замороженных активов физических лиц. Но в этом вопросе многое зависит от зарубежных регуляторов.
https://www.interfax.ru/interview/901528