Программа долгосрочных сбережений стартует в России с начала 2024 года, но пока не выглядит привлекательной в глазах большинства граждан. Для повышения ее популярности нужны дополнительные меры. Об этом заявил первый зампред Банка России Владимир Чистюхин. При этом в Минфине надеются привлечь к участию в программе 2 млн человек. Что потребуется властям для достижения этих целей, «МК» выяснил у экспертов.
Главным преимуществом программы долгосрочных сбережений, по замыслу ее создателей, являются обязательства государства софинансировать накопления россиян. Сбережения участников программы будут увеличивать за счет перечислений из Фонда национального благосостояния и резервов Соцфонда. Максимальная сумма участия государства — 36 тыс. рублей в год. Претендовать на господдержку смогут только те граждане, которые будут осуществлять ежегодные взносы в рамках программы на сумму не менее 2 тыс. рублей. Срок договора составляет не менее 15 лет, причем заключать его можно любое количество раз. Сумма страховки у вложений в рамках программы в два раза выше, чем у банковских вкладов — 2,8 млн рублей.
Указ о запуске программы долгосрочных сбережений президент РФ Владимир Путин подписал в июле этого года. Участие в ней не будет обязательным: граждане сами заключают договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Минфин надеется привлечь к участию в программе 2 млн человек и саккумулировать в ее рамках до 300 млрд рублей дополнительных ресурсов. При этом Владимир Чистюхин признал, что пока программа долгосрочных сбережений не является привлекательной для большинства соотечественников. Он предложил «мягко подтолкнуть» потенциальных участников, например, пообещать защиту интересов работников предприятий. Или организовать процесстак, что пенсионные фонды или банки, которые будут являться агентами системы, стали предлагать суперпривлекательные условия. Первый зампред ЦБ признал, что пока мотивации не хватает. По его словам, когда система заработает, ее придется донастраивать в интересах инвесторов, а не ждать первых результатов.
Эксперты тоже скептически оценивают перспективы новой системы, однако видят корни ее непопулярности намного глубже. Для того чтобы люди отдали свои сбережения на срок длинной в десятилетия, одних выгодных условий их размещения недостаточно, ведь доверие к действиям денежных властей давно подорвано. К тому же непонятно, как можно предложить что-то сверхвыгодное в сложившейся экономической и геополитической обстановке. «Для того чтобы население мягко подталкивать к долгосрочным накоплениям, должны сложиться несколько факторов, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. — Самый главный из них — у людей должны появиться свободные деньги, которые они могут вложить, чтобы обеспечить себе относительно безбедную старость. Без этого условия все остальные действия со стороны государства не будут иметь значения». Второй важный фактор — наличие стабильной и предсказуемой финансовой системы. Даже если у россиян появятся средства, то вкладывать они их куда-либо будут, только если увидят, что собранные ими деньги не превратятся за 10-15 лет в труху. А для этого необходимо регулирование уровня инфляции: он должен быть ниже, чем те проценты, которые граждане будут зарабатывать на своих вложениях. «За последние 10 лет инфляция у нас в стране составила 100%, — уточняет инвестиционный советник Юлия Кузнецова. — Это значит, что денежные средства потеряли покупательскую в 2 раза».
Третий необходимый фактор, по мнению Сафонова, — это наличие на рынке стабильных финансовых активов, которые имеют прогнозируемый рост доходности. «К сожалению, мы часто сталкивались с ситуацией, когда госкомпании и корпорации, относящиеся к «голубым фишкам», не выплачивали дивиденды по разным причинам, — указал профессор. —Возникают риски, что люди не смогут получить по ценным бумагам доходность выше инфляции, на которую они рассчитывают».
Четвертый фактор — это доверие граждан к пенсионной системе. Для этого государству прежде всего нужно прекратить разного рода эксперименты в этой сфере. Сделать так, чтобы люди понимали, что на протяжении 30-40 лет ничего меняться не будет. «Граждане уже видели проблемы, связанные с пенсионными фондами, поэтому доверие к действиям властей в пенсионной сфере находится на низком уровне», - вторит коллеге Кузнецова.
Пятый фактор — это льготы, которые государство может установить в сфере налогообложения. К примеру, те средства, которые гражданин отложил на свое пенсионное обеспечение, автоматически освобождаются от подоходного налога в полном объеме. В этом случае человек получает прирост еще на 13% годовых.
Кроме того, важна и информационная работа. Необходимо рассказывать населению, какие выгоды приносит гражданам участие в софинансировании пенсии. «Здесь ничего нового придумать уже нельзя: все создано до нас, — продолжает Сафонов. — Право изъять из системы долгосрочных сбережений средства для дорогостоящего лечения или возможность рассчитаться ими по долгам по банкротству — все это уже есть в мире и активно применяется».
Увы, но большинство названных экспертом факторов в современной России не работают, а значит, и надеяться на удачное «подталкивание» россиян к долгосрочным сбережениям не приходится. Что касается заявлений о том, что Минфин рассчитывает на привлечение в систему порядка 2 млн граждан, то это, скорее всего, соответствует числу лиц, которые и так сейчас являются участниками накопительной пенсионной системы. Просто их сберегательные продукты будут преобразованы в новые.
«Следует понимать, что при том уровне ключевой ставки, которую установил Банк России, никакой сверхприбыли подавляющее большинство предприятий получить не сможет, поэтому надеяться на то, что у людей появятся какие-то свободные средства, которые те направят на долгосрочные вложения, невозможно», - заключил Сафонов.