Новый накопительный продукт ПДС, закон о котором в конце лета подписал Президент РФ Владимир Путин, создан для того, чтобы стимулировать россиян самостоятельно заботиться о своем пенсионном будущем.
СМИ неоднократно рассказывали о том, как ямальцы добиваются отмены перевода накопительной пенсии без их ведома в другой фонд. Одна из таких историй произошла и с Анной Николаевной Ф. Заказав выписку через портал «Госуслуги», женщина обнаружила, что ее накопления находятся не в Соцфонде России, как она предполагала, а в НПФ «Будущее». Первым желанием было отправиться в прокуратуру и суд, но, обдумав ситуацию, она решила не торопиться — накопления целы, а если сейчас спешно переводить их в другой фонд, то можно потерять инвестдоход.
Откуда волнения идут
Выяснилось, что женщина с 2014 года не интересовалась своей накопительной пенсией:
— Забрать накопления было нельзя, пополнять счет тоже, вот и не интересовалась, — объяснила она. – Думала, что средства, как и накопительная пенсия моих коллег, находятся в СФР. А когда выписка показала, что мои накопления в НПФ «Будущее», то сначала расстроилась, а потом вспомнила, что в 2015 году сама перевела их, поддавшись уговорам агента, и успешно об этом забыла.
Большинство подобных историй о переводах накопительной пенсии из одного фонда в другой датированы 2016–2018 годами. В каких-то случаях люди спустя время забывали, что когда-то агент уговорил их перейти в другой НПФ. В иных ситуациях нечистые на руку посредники действительно переводили накопления граждан в другой фонд без их ведома, получая за новых клиентов комиссионное вознаграждение. Сами люди только через несколько лет могли узнать о том, что их накопительная пенсия уже в другом фонде. А могли и вообще не узнать, если не интересовались ее историей.
Как изменился рынок
С тех пор ситуация на пенсионном рынке России кардинально изменилась. Сегодня, благодаря ужесточению законодательных требований к деятельности НПФ, практика таких переводов невозможна в принципе. С 2019 года фонды стали получать информацию о клиентах, планирующих переход из одного НПФ в другой, — это необходимо для подтверждения намерений застрахованного. Сами фонды, привлекающие клиента, теперь обязаны информировать его о возможных потерях инвестиционного дохода при досрочном переходе. На законодательном уровне был утвержден и введен стандарт предоставления финансовых услуг. Он регулирует порядок заключения договора обязательного пенсионного страхования и объем информации, который НПФ должен предоставлять гражданам.
Заявление о переводе пенсионных накоплений человек может подать только лично в СФР. Либо через личный кабинет на портале «Госуслуги». Эти шаги добавили рынку прозрачности, а гражданам – уверенности в сохранности накоплений.
За последние 5 лет рынок НПФ серьезно трансформировался. Фонды сами активно способствовали его оздоровлению, потому что незаконные практики наносили удар не только по нервам граждан, но и по репутации фондов. Например, фонд «Будущее» еще с 2018 года в рамках стратегии своего развития отказался от услуг агентов при заключении договоров обязательного пенсионного страхования. Позже на пенсионном рынке был введен законодательный запрет на это.
Сейчас участники пенсионного рынка сосредоточены на том, чтобы завоевать доверие новых клиентов и для этого улучшают качество услуг и цифровые сервисы. Это очень важно, учитывая, что с 2024 года частные фонды будут заниматься реализацией новой программы долгосрочных сбережений (ПДС).
Что нам готовит ПДС
Новый накопительный продукт ПДС, закон о котором в конце лета подписал Президент РФ Владимир Путин, создан для того, чтобы стимулировать россиян самостоятельно заботиться о своем пенсионном будущем. Государство обещает в этом помогать. Для этого в ПДС заложены серьезные финансовые преференции. Например, в качестве первоначального взноса в него можно будет перевести ту самую накопительную пенсию по ОПС. «Замороженная» в 2014 году, после перевода в ПДС она сможет работать во благо владельца пенсионного счета, увеличивая накопления.
Также в программе предусмотрено софинансирование взносов участника в размере до 36 тысяч рублей в год — ни у одного другого финансового продукта такой преференции нет. Плюс повышенный налоговый вычет. Сегодня, направляя взносы по традиционным пенсионным программам, можно рассчитывать на возврат из бюджета части уплаченного НДФЛ из расчета предельной суммы взноса 120 тыс. рублей, то есть вернуть можно не более 15,6 тыс. рублей в год. Для участников ПДС предельную сумму для исчисления налогового вычета значительно подняли — до 400 тыс. рублей в год. Значит, можно будет ежегодно возвращать из бюджета до 52 тысяч рублей и при желании увеличивать за счет них сумму накоплений.
Условия получения выплат по программе ПДС лояльнее, чем по ОПС, где они установлены законом, и от желания клиента фонда не зависят. В ПДС начать получать выплаты можно:
• спустя 15 лет накопления,
• по достижении 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами,
• в сложных жизненных ситуациях (например, при тяжелой болезни или потери кормильца).
При этом сумма накоплений будет выплачена в полном объеме, без вычета инвестдохода и без штрафов за досрочное снятие. Накопления в ПДС, как и пенсионные сбережения клиентов в НПФ, будут участвовать в системе гарантирования Агентства по страхованию вкладов, по аналогии с банковскими депозитами. С одним существенным отличием – госгарантии сохранности накоплений в ПДС в 2 раза выше, чем денег на депозитных счетах, и достигают 2,8 миллиона рублей.
Таким образом, добровольные пенсионные программы постепенно становятся не только надежным инструментом накопления, но и привлекательным способом создания финансового «задела» на будущее.
Реализовывать программу ПДС будут частные НПФ. Их клиенты смогут без каких-либо усилий перевести в новый продукт свою накопительную пенсию. В отличие от них россияне, чьи накопления сейчас в СФР, сначала должны будут перевести их в негосударственный фонд и только потом в ПДС. Это стоит учитывать, обдумывая дальнейшую судьбу своей накопительной пенсии.
Источник: https://yamal1.ru