Замминистра финансов Иван Чебесков — о поддержке эмитентов и инвесторов, донастройке программы долгосрочных сбережений и регулировании майнинга
К 2030 году капитализация фондового рынка увеличится более чем втрое — до 193 трлн рублей. Минфин сейчас разрабатывает комплекс мер, которые поспособствуют достижению этой амбициозной задачи и будут отражены в новом федеральном проекте по развитию финрынка. Об этом в интервью «Известиям» заявил замглавы Минфина Иван Чебесков. Он также сообщил о том, как за счет налогового стимулирования работодателей будут вовлекать в софинансирование долгосрочных сбережений граждан и о других инициативах по донастройке ПДС. Кроме того, замминистра финансов рассказал, как будет регулироваться и платить налоги отрасль майнинга.
«Работодателей важно подключать к софинансированию формирования сбережений граждан»
— Еще одно поручение президента касалось донастройки программы долгосрочных сбережений (ПДС), в том числе за счет создания стимулов для работодателей софинансировать накопления россиян. Есть уже понимание, как это будет реализовано? И нет ли планов расширить основания для граждан для того, чтобы досрочно воспользоваться накоплениями?
— Президент на ПМЭФ поручил продлить срок государственного софинансирования ПДС с трех лет до десяти. Это уже дополнительный стимул для граждан, чтобы вступить в программу. Соответствующие поправки подготовлены и планируются к принятию в весеннюю сессию.
Что касается работодателей, то очень важно активно подключать их к софинансированию формирования сбережений граждан. Поэтому сейчас прорабатываем механизм, который за счет совершенствования налогообложения будет стимулировать работодателей.
— Но ведь по НПО такие налоговые стимулы уже предусмотрены, причем в нескольких вариантах — экономия на налоге на прибыль и НДФЛ. Вы хотите перенести их и в ПДС?
— Да, мы смотрим на это по аналогии с НПО, но с учетом некоторых особенностей самого продукта ПДС. Как раз сейчас эти нюансы и прорабатываем.
— Почему сейчас акцент делается на ПДС, если уже есть классическое негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), которое уже лет 20 стагнирует. Почему бы его не поддержать?
— ПДС мы рассматриваем как своего рода локомотив продвижения правильной инвестиционной грамотности и культуры. НПО — это все-таки пенсионный продукт, а ПДС — более универсальный для долгосрочного сбережения на разные цели. Многие люди недооценивают такие вложения, а ПДС как раз должна подтолкнуть их к этому решению.
«Важно, чтобы у гражданина был минимум ограничений»
— Кстати, глава государства упомянул, что пока ПДС отстает от целевых показателей. На сколько? Какая статистика по привлечению средств граждан в программу?
— Конечно, президент поставил задачу привлечь в эту программу 250 млрд рублей до конца этого года, чтобы оценить работоспособность ПДС, ее качество. Но задачи загонять туда насильно нет. ПДС — абсолютно добровольная программа.
Мы следуем целям, которые поставил президент, должны их достичь в этом году. Поэтому, исходя из того, как происходит процесс, корректируем наши действия, предлагаем определенные изменения в законодательство. И будем предлагать принимать эти поправки в приоритетном порядке.
— Какие это изменения?
— Сейчас мы точечно прорабатываем их вместе с рынком. Во многом они связаны облегчением клиентского пути для гражданина, чтобы упростить процесс заключения договора. Есть много технических нюансов, с которыми сталкивается человек и не понимает их.
Например, работаем над тем, чтобы через «Госуслуги» активнее проводить информирование. Сейчас дорабатывается электронный помощник — робот Макс, который будет отвечать на вопросы, связанные с ПДС. В общем, есть очень много деталей, которые вроде бы не видны, но органы власти, участники рынка тратят на них очень много времени для того, чтобы человеку было просто воспользоваться продуктом.
— Но есть и вопрос потери материальной. Если, к примеру, человек захочет перевести в ПДС свои накопления из обязательной пенсионной системы (ОПС) до окончания пятилетнего периода, то потеряет инвестиционный доход.
— Этот вопрос тоже сейчас обсуждаем. Он важный, но сложный и дискуссионный. Хотим, чтобы ПДС была конкурентной, чтобы человек мог выбирать лучшего оператора программы. Например, также обсуждается вопрос подключения в будущем к ней страховых компаний.
Важно, чтобы у гражданина был минимум ограничений. То есть, если у него есть пенсионные накопления, он должен иметь возможность их переводить. Если он хочет выбрать одного оператора, он выбирает того, кто ему больше подходит. Если что-то в его работе не понравилось, то должна быть возможность спокойно перевести свои средства.
— Есть ли статистика, сколько людей перевели в ПДС свои накопления из ОПС, а сколько принесли живые деньги?
— Сейчас уже открыто свыше 650 тыс. договоров и порядка 90 тыс. граждан подали заявление на перевод своих пенсионных накоплений. Пока это не очень высокий показатель, но, на наш взгляд, он демонстрирует, что программа работает.
— С запуском ПДС закрыт ли вопрос с накоплениями в рамках ОПС, который возник из-за мораториев?
— У граждан есть возможность перевести накопления в ПДС. Таким образом и решается вопрос. Люди должны понимать, что после перевода это будут уже их деньги.
— А если большинство не захочет переводить?
— Для этого созданы и создаются стимулы. И такие стимулы, как следует из поведенческой экономики, работают, подталкивают граждан к правильному финансовому поведению.
Подробнее: https://iz.ru