Предельное время переработки в режиме ненормированного рабочего дня хотят ограничить 120 часами в год
Работа допоздна приводит к эмоциональному выгоранию, болезням, разводам и отрицательно сказывается на демографии. При этом, согласно Трудовому кодексу, за работу сверх нормы гарантированы только три дополнительных выходных дня в году, независимо от количества переработок. Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР во главе с председателем Комитета палаты по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым и сенатор Елена Афанасьева внесли в Госдуму законопроект об установлении предельного времени переработки в режиме ненормированного рабочего дня в размере не более 120 часов в год, а также об адекватной компенсации такого труда. Несмотря на некоторые замечания Правительства, законодатели рассчитывают, что справедливость, в конце концов, восторжествует.
Расплата за особый режим
Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, закрепленный в Трудовом кодексе. Выполняя свои обязанности за пределами установленного рабочего времени, сотрудники могут рассчитывать не менее чем на три оплачиваемых дня к ежегодному отпуску. При этом неважно, сколько человек перерабатывал: несколько дней или несколько месяцев.
«Часто трудовые споры между работником и работодателем возникают не из-за ненормированного рабочего дня, а по причине отсутствия учета фактически отработанного времени. Это означает, что работники фактически начинают жить на работе за три дополнительных выходных дня в году, то есть за минимальную гарантию, которую большинство работодателей не стремятся увеличивать, хотя они таким правом наделены», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Парламентарии ссылаются на несколько исследований, которые свидетельствуют, что регулярно перерабатывают почти половина россиян, в среднем они трудятся дополнительные 21,2 часа в месяц. Переработка уже стала «частью корпоративной культуры в России, выгодной для работодателя», считают авторы законопроекта. Все это негативно сказывается на здоровье сотрудников: увеличение продолжительности работы увеличивает риск развития инсульта на треть, смерти от ишемической болезни сердца — на 17 процентов. Кроме того, нехватка времени на общение с семьей приводит к разводам — их число последние годы неуклонно растет, а количество желающих вступить в брак, напротив, падает.
С разумным подходом и компенсацией
Законодатели предложили внести в Трудовой кодекс две поправки. Первая — установить предел работы в режиме ненормированного дня в размере не более 120 часов в год. Для этого работодатель должен будет вести точный учет часов переработки. Исключение предусмотрено только для руководителей, их замов, главбухов и заключивших трудовые договоры членов коллегиальных исполнительных органов организаций, так как учесть их работу в неурочные часы просто невозможно.
Вторая поправка касается компенсации переработки. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска должна быть определена в коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка пропорционально отработанному времени за пределами установленного рабочего дня. При этом его продолжительность не может быть меньше трех календарных дней в году.
«Это сверхважно, потому что восстанавливается справедливость. Ведь чем больше человека привлекают к работе в формате ненормированного рабочего дня, тем больше должна быть компенсация. Некоторые работодатели злоупотребляют, имея цель перегрузить человека так, чтобы он сам потом написал заявление по собственному желанию, либо экономят, не принимая дополнительных сотрудников, и перегружают имеющихся в формате ненормированного рабочего дня. Некоторые сотрудники до ночи на работе сидят, а потом и демография страдает, и люди чаще болеют, и у работников профессиональное выгорание», — рассказал «Парламентской газете» соавтор поправок Ярослав Нилов.
Депутат подчеркнул, что он не против ненормированного рабочего дня как такового. По его мнению, он «должен быть, но с разумным подходом и справедливой компенсацией».
«В нормативных локальных актах должны быть прописаны ограничение часов переработок и гарантированная компенсация, пропорциональная отработанному вне графика времени. Это сами организации вправе определять, но дополнительный отпуск не может быть меньше установленного Трудовым кодексом срока», — добавил Нилов.
Вода камень точит
В заключении Правительства на этот законопроект указано, что «установление предельной нормы рабочего времени для работников с ненормированным рабочим днем на практике может привести к смешению с понятием сверхурочная работа». Согласно Трудовому кодексу, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, а оплата такого труда строго регламентирована, исходя из размера зарплаты.
Еще одна претензия Правительства касается дополнительных дней отпуска. По мнению кабмина, их исчисление «имеет характер правовой неопределенности и допускает использование различных подходов к определению продолжительности такого отпуска». Кроме того, согласно отзыву, обязывать работодателя вести учет переработанного времени — избыточное решение, так как он и так должен все фиксировать.
В Правительстве также указали на идентичность предложений тем, что содержались в законопроекте 2021 года. Тогда аналогичные поправки в Трудовой кодекс от группы депутатов из ЛДПР кабмин не поддержал, и Госдума в итоге отклонила документ.
Помимо нынешних замечаний, в Правительстве три года назад сочли, что «установление предельной нормы рабочего времени для работников с ненормированным рабочим днем противоречит сути указанного особого режима работы».
Депутат Ярослав Нилов, комментируя эти отзывы, отметил, что «вода камень точит». «Мы ставим цель и к этой цели идем. У нас на индексацию пенсий работающим пенсионерам правительство давало отрицательный отзыв пять раз, а теперь это уже принятое решение», — подчеркнул он.
Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru