Место проведения: ВКС
Время проведения: 14 августа 15:00 - 17:00
Место проведения: ВКС
Время проведения: 14 августа 15:00 - 17:00
Президент НАПФ Сергей Беляков принял участие в 14-ом Международном ПЛАС-Форуме «Платежный бизнес и денежное обращение-2024». Он отметил, что усиление технологического суверенитета страны – это масштабная комплексная задача, которая объединяет всех игроков финансового рынка. В частности, одно из направлений инвестиций негосударственных пенсионных фондов – это технологии, необходимые для обеспечения безопасности и эффективности работы банковского сектора.
Форум ежегодно собирает более полутора тысяч представителей финансового рынка. В первый день мероприятия президент НАПФ Сергей Беляков выступил на сессии «Банковский ритейл и платежная индустрия 2024.Важнейшие тренды в условиях бизнес-суверенитета». Он рассказал о том, какую роль играет программа долгосрочных сбережений (ПДС) в усилении технологического суверенитета России.
Обеспечение полноценного технологического суверенитета страны – это задача, которая требует совместных усилий всего бизнеса, в том числе – игроков финансового рынка. Говоря о технологическом суверенитете, надо помнить и о другой стороне задачи: негосударственные пенсионные фонды, как и прочие финансовые структуры, предъявляют чрезвычайно высокие требования к защищенности своих информационных систем и информации, чтобы клиенты не испытывали опасений по поводу персональных данных и денег.
«Негосударственные пенсионные фонды – это самые консервативные игроки на финансовом рынке. Однако, объем требований, которые предъявляет Центробанк и Министерство финансов, заставляет фонды быть консерваторами и в части быстрого внедрения новых технологий. НПФ в первую очередь дают клиентам защищенность и гарантии безопасности, а только потом удобство пользования сервисом», – заявил Сергей Беляков.
Еще в 2017 году, когда НПФ было предписано заменить программные решения от иностранных вендоров на разработки российских компаний, индустрия НПФ столкнулась с определенными вызовами. «Мы искали решение как, оставаясь эффективным в разработке и эксплуатации этих систем, быть конкурентным и предоставлять услуги в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Это был длительный путь, но фонды нашли российских разработчиков и смогли правильно сформулировать техническое задание, чтобы получить качественный продукт. Сейчас фактически все операции, которые осуществляют негосударственные пенсионные фонды, выполняются на отечественном ПО», – рассказал президент НАПФ.
НПФ – это институциональные инвесторы, которые вкладываются в длительные проекты, поскольку могут долго управлять деньгами клиентов. И одно из направлений инвестиций негосударственных пенсионных фондов – технологии, в том числе и для банковского сектора. «И в этом аспекте основные задачи, с которыми сталкиваются НПФ, – это не сложности с внедрением цифровых сервисов, а отсутствие в стране культуры накоплений и недостаточная осведомленность граждан о возможностях для сбережений», – пояснил Сергей Беляков. Решением в этой ситуации, по мнению эксперта, станет программа долгосрочных сбережений (ПДС). Благодаря ей человек с любым уровнем дохода может накопить деньги и достичь личных финансовых целей, а государство получит мощный приток внутренних инвестиций.
«Программа позволяет россиянам делать долгосрочные инвестиции без всяких рисков. Это способ без особых усилий создать себе финансовую подушку безопасности, накопить деньги на стратегические цели семьи или создать источник пассивного дохода. При этом участник программы получает поддержку государства в виде софинансирования, размер которого может составлять до 100% в год, а также налоговые льготы. Это действительно очень выгодное предложение, у которого нет аналогов на рынке», – пояснил Сергей Беляков.
Программа долгосрочных сбережений – это эффективный способ поддержать стабильность финансовой системы: привлечь в экономику длинные деньги, которые будут использованы, в том числе, для поддержки инноваций. НПФ, как единственные операторы ПДС, призваны стать источником долгосрочного финансирования для инфраструктурных проектов. «Длинные деньги могут быть направлены на поддержку стартапов и новых технологий, которые требуют времени для разработки и выхода на рынок. Это будет способствовать экономическому росту и созданию рабочих мест. Длинные деньги – это фундамент устойчивой экосистемы для развития технологий и усиления технологического суверенитета страны», – заключил эксперт.
***
Программа долгосрочных сбережений разработана Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России и с участием НАПФ. Это долгосрочный сберегательный продукт, который позволяет формировать дополнительный финансовый ресурс на долгосрочные стратегические цели, а также создать финансовую подушку безопасности, в том числе на случай наступления особых жизненных ситуаций. Операторы программы – негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые обеспечивают сохранность и доходность сбережений и осуществляют выплаты этих сбережений. Это крупные финансовые организации, многие из которых имеют почти 30-летнюю историю успешной деятельности по реализации пенсионных программ. К 30 августа 2024 г. россияне заключили более 1.1 млн договоров ПДС на сумму свыше 59,2 млрд руб. На 1 сентября 2024 года услуги по программе долгосрочных сбережений оказывали 28 НПФ. Детальная информация о Программе.
***
СРО НАПФ (Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов) учреждена 22 марта 2000 года для обеспечения благоприятных условий деятельности членов НАПФ, защиты интересов членов ассоциации, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов НАПФ. Является членом РСПП, СПКФР и АРФГ.
НАПФ объединяет 46 организаций: 35 НПФ и 11 ассоциированных членов.
Совокупные активы фондов-членов НАПФ превышают 5,3 трлн руб. По итогам 2023 года количество участников добровольной пенсионной системы достигло 6,5 млн человек, из которых 1,6 млн – получатели негосударственной пенсии. В программах корпоративного НПО находятся 4,3 млн участников. Количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в фондах, превысило 37 млн человек.
Государственно-правовое управление президента РФ рассматривает предложения по оптимизации бюджета Социального фонда России, в частности, предлагается снизить объем межбюджетных трансфертов в фонд. Об этом говорится в письме временно исполняющего обязанности начальника управления Сергея Пчелинцева в адрес председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова, которое имеется в распоряжении ТАСС.
Ранее об этом документе сообщил РБК.
"Предлагается снизить объем межбюджетных трансфертов в фонд, в том числе за счет использования средств профицита фонда (объем которых в настоящее время увеличивается в связи с ростом заработных плат) на компенсацию выпадающих доходов фонда в связи с применением отдельными страхователями пониженного тарифа страховых взносов", - говорится в документе. Также предлагается расширить возможности по расходованию средств пенсионного страхования - исключить некоторые законодательные ограничения на использование средств фонда только в строго определенных целях и изменить источник финансирования отдельных видов обязательств, определив в качестве такого источника средства обязательного пенсионного страхования.
Кроме того, начиная с 2028 года рекомендуется сократить категории страхователей, которые уплачивают страховые взносы по пониженному тарифу, в том числе за счет страхователей, работающих в малопроизводительных секторах экономики с низким уровнем заработных плат и низкими требованиями к квалификации работников. Это, например, субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
"В связи с этим прошу в срок до 17 сентября 2024 года представить предложения о возможности внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях реализации вышеназванных предложений", - обратился Пчелинцев к ФНПР.
Ранее ТАСС в Минтруде поясняли, что бюджет Соцфонда формируется за счет страховых взносов и трансферта из федерального бюджета. Страховые взносы направлены на обеспечение страховых выплат, а средства федерального бюджета - на расходы, связанные с выполнением социальных обязательств нестрахового характера, и компенсацию выпадающих доходов, возникающих, например, в связи с нестраховыми периодами (служба в армии, отпуск по уходу за ребенком) или пониженным тарифом страховых взносов для отдельных категорий плательщиков. Объем межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в 2023 году составил 4 трлн рублей, из бюджетов субъектов РФ - 278 млрд рублей, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 87,6 млрд рублей.
Ответ ФНПР
Профсоюзы, в свою очередь, отметили, что оптимизация бюджета обязательного социального страхования действительно является проблемой системы. Об этом говорится в ответном письме зампредседателя ФНПР Давида Кришталя, оно также есть в распоряжении ТАСС.
"Практически за все время ее функционирования работа осуществлялась в условиях дисбаланса страховых средств и обязательств. Причиной этого является низкая заработная плата значительной массы наемных работников, необъективное установление тарифов страховых взносов и целый ряд организационных и правовых вопросов", - указал Кришталь.
Он подчеркнул, что при видимом численном увеличении размера пенсии ее социально-экономические характеристики не меняются, а в ряде случаев падают, и перераспределение финансовых потоков пенсионной системы в этих условиях приведет к усугублению ситуации бедности большинства пенсионеров, значительному снижению их покупательной способности. "Такое решение на основе начавшегося роста заработной платы в отдельных отраслях экономики требует серьезной прогнозной оценки, в том числе актуарной, в области обязательного социального страхования, включая медицинское", - считает Кришталь.
В ФНПР добавили, что нельзя игнорировать особую природу образования страховых средств и "исключительно целевой характер" их назначения, таким образом профсоюзы не поддержали возможность направления средств обязательного пенсионного страхования на иные цели. "Предлагаемое перераспределение страховых средств - это очередная попытка финансового блока стать их монопольным распорядителем. Такая инициатива не поддерживалась и не будет поддерживаться нами. "Огосударствление" социального страхования ведет к нарушению его принципов, в конечном итоге - его ликвидации и осуществлению социальной помощи на уровне возможности государства бедным и нуждающимся", - уточнили в письме.
Также в ФНПР предложили образовать Совет по реформированию обязательного социального страхования при президенте РФ. "Наличие такого органа остудило бы реформаторский зуд, который периодически испытывает на себе система обязательного социального страхования", - подытожил Кришталь.
Источник: ТАСС
Президент НАПФ Сергей Беляков на пленарной сессии 14 международного ПЛАС-форума. Он рассказал об участии НПФ в достижении технологической независимости России.
121069, г. Москва, Хлебный переулок, 19А, этаж 7 E-mail: info@napf.ru
© 2024 Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Все права защищены