Кадровый дефицит в стране — одна из самых актуальных тем на сегодня. Так же, как и то, как именно работодатели привлекают новых сотрудников. Новый тренд — корпоративная пенсионная программа.
Исследование крупнейшей платформы по онлайн-рекрутингу hh.ru и негосударственного пенсионного фонда «Эволюция» показало, что компании в России стали гораздо чаще использовать корпоративную пенсию, рекламируя вакансию.
При первом взгляде цифра в 4% небольшая — именно на столько выросло число упоминаний корпоративных пенсионных программ (КПП) в соцпакетах для новых работников — всего оно было замечено в описании к 61,6 тыс. позиций за первое полугодие 2024 года (сравнивали, соответственно, с первым полугодием 2023 года). Чаще всего так пытались «заманить» сотрудников таким образом в Москве (7 тыс.) и столичном регионе (4 тыс.), в Санкт-Петербурге (3 тыс.), Свердловской области (3 тыс.) и Краснодарском крае (2 тыс.).
Однако самое интересное, как говорится, в деталях — в нашем случае в конкретных сферах. Так:
- ◆ рекордсменом по объему «пенсионных» предложений стали PR и маркетинг — рост в 8 раз;
- ◆ на втором месте оказались «финансы» (такие программы, например, предлагают Сбер и ВТБ). Что касается вакансий, то их особенно активно размещали работодатели, которые занимаются управлением активами (рост в 5 раз);
- ◆ на третьем месте промышленность: леспром и деревообработка (в 2 раза), а также машиностроение и торговля (в 3 раза) и нефтегазовые компании (почти в 3 раза — в 2,9), среди них — тот же Лукойл и Газпром.
Что нужно знать о пенсии — государственной и корпоративной
Таким образом, компании из перечисленных выше отраслей активно платят за своих сотрудников отдельные взносы. При этом, как правило, последним также предлагается заключить отдельный индивидуальный договор и копить на пенсию самостоятельно, откладывая параллельно с работодателем.
Что касается того, когда можно выйти на корпоративную пенсию, то это можно сделать, не дожидаясь пенсионного возраста — вместо 60 лет в 55 лет для женщин и вместо 65 лет в 60 лет для мужчин. При этом первая выплата может также варьироваться — и может составлять до 40% от той суммы, которая скопилась на индивидуальном счете.
Помимо корпоративных отчислений работодатель в России и так делает взносы в государственный Социальный фонд — порядка 30% от зарплаты своих сотрудников. Из них на медстрахование уходит порядка 5%, около 3% — на будущие больничные. А вот оставшиеся 22% идут на страховую пенсию сотрудников — то есть на гарантированные выплаты в будущем.
Интересно, что до очередной реформы пенсионной системы 10 лет назад 16% шло на страховую пенсию, обязательную, еще 6% — на накопительную (их предлагалось как раз инвестировать в негосударственные пенсионные фонды). С 2014 года оставили только страховую, однако работников начали мотивировать копить на пенсию самостоятельно, а работодателей в этом им помогать с помощью специальных корпоративных программ.
В итоге, по результатам опроса СберНПФ и еще одного лидера российского онлайн-хедхантинга, сайта Работа.ру, год назад было зафиксировано рекордное число россиян, которые хотят получать корпоративную пенсию от работодателя как прибавку к госвыплате — и сумма тогда называлась выше 30 тыс. рублей. Желание обеспечить дополнительный источник дохода объяснимо, особенно с учетом того, что средняя пенсия в России в 2024 году составляет около 20 тыс. рублей, а средняя зарплата — более 80 тыс. рублей. Не каждый готов расставаться с привычным уровнем жизни, прекратив работать.
Источник: https://www.mn.ru