Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью ТАСС в преддверии Восточного экономического форума рассказал о планах работы Госдумы на предстоящую осеннюю сессию, а также о возможных международных расчетах с помощью новых финансовых инструментов.
— Анатолий Геннадьевич, скоро начнется осеняя сессия. Не могли бы вы немного рассказать о планах комитета?
— На данный момент в портфеле комитета находится 73 законопроекта, еще по 19 комитет является соисполнителем. Наиболее значимые из них — законопроекты, направленные на защиту прав и интересов граждан, регулирующие кредитование, направленные на развитие рынка платежных услуг и повышение их доступности, а также законопроекты по новым инструментам долгосрочных накоплений граждан.
— Будет ли, по вашему мнению, в осеннюю сессию принят закон о договоре жилищных сбережений (ДЖС)?
— Этот законопроект готовится ко второму чтению. Рассчитываем принять его до конца осенней сессии.
— Чем ДЖС может быть привлекательнее обычного вклада, помимо страхового покрытия в 10 млн рублей, и как могут поменяться условия ко второму чтению?
— Ко второму чтению предлагается, в частности, изменить размер выплачиваемых процентов в случае, если при прекращении, в том числе досрочном, ДЖС по требованию вкладчика денежные средства не направлены на оплату улучшения жилищных условий вкладчика. В такой ситуации проценты по вкладу выплачиваются в размере, предусмотренном в соответствии с условиями ДЖС, за вычетом 30% от суммы начисленных по ДЖС процентов, за исключением случаев, когда вкладчик находится в трудной жизненной ситуации. Проценты по договору жилищных сбережений выплачиваются в полном размере, если вкладчик на день направления требования находится в трудной жизненной ситуации.
Устанавливается закрытый перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что вкладчик находится в трудной жизненной ситуации. Это, в частности, регистрация вкладчика в качестве безработного, признание его инвалидом I или II группы, временная нетрудоспособность сроком более двух месяцев подряд, снижение среднемесячного дохода более чем на 30%, увеличение средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту проживания вкладчика более чем на 50%, участие в СВО и другие.
Дополнительно банки полагают целесообразным разработку законопроекта-спутника по включению изменений в налоговый кодекс. В частности, они считают необходимым освобождение от налогообложения вкладчика в виде НДФЛ на процентный доход, полученный по договору жилищных сбережений.
— А какая процентная ставка будет устанавливаться для договоров ДЖС?
— Она будет устанавливаться банками в зависимости от ситуации на рынке. Понятно, что банки заинтересованы в наличии таких длинных ресурсов и будут стремиться привлечь вклады такие к себе, соответственно, будут предлагать более выгодные условия.
— В начале этого года заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Как вы оцениваете ее успех?
— Программа долгосрочных сбережений демонстрирует хорошую динамику, но все еще заметно отстает от цели на год — привлечь 250 млрд рублей. По данным Банка России, к середине августа заключено более 1 млн договоров. Объем привлеченных в программу средств с учетом государственного софинансирования и заявлений о переводе пенсионных накоплений превысил 51 млрд рублей. При этом число присоединившихся к системе ПДС участников во втором квартале 2024 года было больше, чем в первом, когда система только начала действовать. В июле 2024 года срок софинансирования по ПДС был увеличен с 3 до 10 лет. Это должно повысить привлекательность программы.
Согласно опросу Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов и Минфина, в котором приняло участие 700 тыс. человек, только 14% россиян заинтересованы в участии в программе — это очень мало. Дело может быть и в недостаточной информированности, и в отсутствии привычки к долгосрочным накоплениям. Кроме того, сказывается влияние высоких ставок по краткосрочным депозитам: люди, естественно, предпочитают финансовые инструменты, которые дают возможность получать доходы чаще и фиксировать прибыль быстрее.
В целом я оптимистично оцениваю перспективы программы долгосрочных сбережений. Даже если не удастся выйти на показатель 250 млрд рублей к концу года, динамика прироста положительная.
— Будут ли улучшены льготы по программе, допустим, сокращен срок вывода средств или увеличена поддержка государства?
— Предлагается дать возможность работодателям относить к расходам на оплату труда их взносы по заключенным работниками договорам долгосрочных сбережений — эта льгота позволит уменьшить налог на прибыль, а также не облагать эти перечисления обязательными страховыми взносами. Есть еще предложение увеличить ежегодные лимиты софинансирования ПДС со стороны государства.
— Возможно ли, что до конца года будет принят закон о криптобиржах? На какой сейчас стадии обсуждение этого вопроса?
— Пока отсутствует четкий и унифицированный правовой механизм для создания и функционирования криптобирж. Сейчас единственным применимым к потенциальным криптобиржам в России регулированием может быть только экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке (ЭПР), закон о котором был недавно принят. Минфин и ЦБ активно обсуждают вопрос о создании криптобирж в РФ, но консенсус пока не найден.
Главная причина задержки — необходимость выработки оптимальной правовой базы для работы криптобирж. Существуют также разногласия касательно того, каким именно образом обеспечить защиту интересов всех участников рынка.
По моему мнению, ключевой момент в запуске криптобиржи — проработка юридических механизмов для допуска участников рынка на такую площадку и контроля всех процессов. Думаю, что мы определим общие правила, которые будут выработаны совместно с правительством и мегарегулятором, и предоставим Банку России возможность устанавливать конкретные правила и процедуры работы криптобирж. Регулятор сможет при этом учитывать весь комплекс задач, которые перед ним стоят, — по поддержанию стабильности финансового рынка, цифровизации и внедрению новых технологий и другие.
— Какие варианты криптобирж рассматриваются? В газетах была информация, что якобы может быть две криптобиржи
— Было предложение создать в России как минимум две криптобиржи. Одну из площадок предлагается создать в Москве. Однако пока не решено, будет ли она сделана на базе Мосбиржи или отдельно в рамках экспериментально-правового режима. Вторую — в Санкт-Петербурге, для нее предполагается использовать базу Санкт-Петербургской валютной биржи (СПВБ).
В то же время аналитики не исключают, что в России возможно создание квазигосударственной биржи с прямым или косвенным участием ЦБ и Минфина.
— Недавно вы сказали о том, что планируется запустить четыре новые программы льготной ипотеки, на кого они будут направлены?
— На самом деле я говорил о точечных решениях, которые не будут являться массовым явлением. Понятно, что там есть регионы, где хотелось бы привлечь и закрепить кадры для того, чтобы эти регионы развивались. И, соответственно, там можно было бы установить программу льготной ипотеки, утвержденную на федеральном уровне, чтобы способствовать привлечению высококвалифицированной рабочей силы. Плюс есть направления, которые являются прорывными для нашей экономики. Очевидно, мы тоже хотели бы, чтобы на этих направлениях концентрировались самые подготовленные, квалифицированные, самые продвинутые представители молодежи. Ну и, соответственно, по этим направлениям можно было бы определить, что для них могут быть в рамках государственной поддержки предоставляться льготные ипотечные кредиты.
Эта программа не будет влиять практически никак на ситуацию на рынке ипотечного кредитования. Она будет работать на тех людей, в которых наша экономика нуждается. Нуждается в том, чтобы они работали и закреплялись, может быть, в отдельных регионах, где мы хотели бы сконцентрировать предприятия и отраслевые кластеры, имеющие приоритетное значение для развития экономики.
— Также недавно в сети появилась информация о том, что до 1 октября продлена возможность выкупа иностранными инвесторами заблокированных активов инвесторов из РФ. Что, по вашему мнению, будет происходить дальше и смогут ли инвесторы обменять вообще все свои активы?
— Ну, ситуация неоднозначная, поскольку мировая политика развивается в неблагоприятном направлении, в ближайшее время сложно рассчитывать на серьезные изменения в возможностях обмена активами.
— В целом, как вы оцениваете действия Банка России по снижению уровня инфляции и что, по вашему мнению, будет с ключевой ставкой на заседании в сентябре?
— Банк России действует профессионально, сдержанно, и исходит из того, что у него одна из главных задач — обеспечение стабильности рубля, уровня инфляции и важнейший инструмент — это ключевая ставка. ЦБ поднял ее до 18%, допускаю, что в сентябре поднимет и до 20%, если инфляционные тенденции сохранят движение к росту.
Если рост цен продолжится, ЦБ может поднять ключевую ставку, если не в сентябре, то на следующем заседании, когда эта тема будет у него в повестке. При этом мы должны давать ему дополнительные полномочия, позволяющие охлаждать пыл регуляторными мерами. Здесь один из законодательных актов, который мы, думаю, осенью утвердим, он касается, как раз возможности давать Центральному банку с помощью регуляторных мер удерживать аппетиты банков выдавать кредиты закредитованной части нашего общества.
— Ну и поскольку интервью в преддверии ВЭФ, вопрос про Восток. В последнее время появляется информация, что у отечественных экспортеров не проходит оплата товаров и услуг с Китаем, платежи часто замораживаются или отменяются. Как сейчас обстоят дела с методами оплаты?
— Профильные министерства и ведомства России и КНР, включая банковские регуляторы, поддерживают диалог на высоком уровне, который позволяет выстраивать взаимовыгодные механизмы торгово-экономического сотрудничества. Об успехах на данном направлении свидетельствует продолжающийся рост двустороннего товарооборота. Так, за январь — апрель он вырос на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Регуляторы постоянно работают над оптимизацией установившихся схем расчетов. Участники торговли используют различные варианты проведения платежей, благодаря которым наши страны продолжат наращивать масштабы экономического взаимодействия.
— В преддверии запуска трансграничных платежей с использованием криптовалют, планируется ли использовать ее для сделок с Китаем? Поможет ли это наладить процесс оплаты?
— Мы с большим интересом следим за опытом коллег из КНР по внедрению цифрового юаня, в том числе изучаем предложения по его использованию во внешней торговле. Безусловно, цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) будут рассматриваться как один из расчетных инструментов на двустороннем уровне, как только для этого возникнут необходимые технологические и регуляторные условия. Создание отдельного защищенного цифрового канала расчетов, безусловно, поможет беспрепятственному осуществлению трансграничных платежей.
Источник: ТАСС