Пенсии в России финансируются за счет отчислений работодателей с зарплат работающих. НПФ предлагают людям взять ответственность за будущее в свои руки и самостоятельно копить на пенсию. С января 2024 года государство поддерживает пенсионные накопления через выплаты из государственного бюджета, запустив программу долгосрочных сбережений. Чего ждать дальше? Объясняем.
История пенсионных реформ в России
Краткий обзор прошлых пенсионных реформ
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России 19 сентября 1992 года по указу президента. Шесть лет спустя был принят соответствующий закон, после чего постепенно было создано примерно 350 таких организаций. Для лицензирования их деятельности Минсоцзащиты создало специальную инспекцию. Но вскорее ее упразднили. Контроль за НПФ перешел к Банку России, который и сейчас занимается надзором за финансовой деятельностью фондов и выдает лицензии на работе.
Первоначально НПФ создавались как некоммерческие организации, но со временем крупные компании начали использовать их для расширения социальных льгот для сотрудников. Это позволило регулировать кадровую политику и предлагать дополнительные пенсионные выплаты, хотя иногда средства использовались не по назначению.
Система негосударственных пенсионных фондов активно развивалась с 1996 года, и к концу 1997-го было выдано 252 лицензии. Фонды создавались банками и другими финансовыми учреждениями для привлечения вкладов россиян. Однако вкладчики не проявляли большого интереса к таким вложениям.
В начале 2002 года пенсионная система подверглась значительным изменениям. Введена накопительная часть трудовой пенсии, составляющая 6 % от заработной платы, которая переводилась на пенсионные счета сотрудников. Граждане могли выбрать, где будет храниться их накопительная часть пенсии: в частной управляющей компании, партнере Пенсионного фонда России (ПФР) или в НПФ. Средства тех, кто не сделал выбор, управлялись государственной компанией ВЭБ.
В 2008 году финансовый кризис затронул многие НПФ, которые вынуждены были использовать собственные средства для покрытия убытков, что привело к слияниям или ликвидациям. Государственные учреждения, такие как ПФР и ВЭБ, избегали подобных проблем благодаря постоянному потоку взносов от работодателей.
Крупные НПФ, такие как фонд Сбербанка, активно привлекали вкладчиков, в первую очередь через своих сотрудников. В 2009 году стартовала программа государственного софинансирования добровольных взносов граждан в накопительную часть ОПС, вызвав интерес у клиентов. Однако только 2,5 млн из почти 16 миллионов участников сделали взносы.
Программа предлагала государственное софинансирование до 12 000 рублей в год, что увеличивало пенсионные накопления, однако со временем интерес к ней угас из-за незначительного влияния на будущие пенсии.
Влияние предыдущих реформ на текущую ситуацию
В 2013 году в систему накопительных пенсий были внесены значительные изменения, направленные на повышение гибкости и привлекательности НПФ для участников. Ключевым преобразованием стало превращение некоммерческих НПФ в акционерные общества, что открывало новые возможности для управления этими фондами и их развития.
Также было введено важное условие, согласно которому участники могли получить доходность только после пятилетнего участия в НПФ. Это правило способствует долгосрочным инвестициям и обеспечивает стабильность в финансовой сфере, но может быть менее привлекательным для тех, кто задействован в софинансировании пенсий.
Кроме того, заработала система гарантирования пенсионных накоплений, находящаяся под контролем Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Она обеспечивает защиту участников в случае банкротства НПФ и гарантирует компенсацию убытков, хотя инвестиционный доход не учитывается.
Одним из важных шагов стало введение закона о налоговом вычете при внесении средств в НПФ, что стимулирует дополнительные взносы и повышает доходность для участников.
Тем не менее развитие системы накопительных пенсионных фондов столкнулось с серьезными трудностями в связи с введением моратория на перевод новых накоплений из Пенсионного фонда России в НПФ в 2014 году. Государство прекратило перечислять в НПФ 6 % от зарплаты, которые ранее шли как страховые взносы. Вместо этого все 22 % начали использоваться на выплаты текущим пенсионерам из ПФР. Причиной такого решения стал дефицит бюджета ПФР и необходимость сокращения федеральных дотаций.
В результате НПФ лишились притока новых средств, перестали активно привлекать клиентов и начали сосредотачиваться на стимулировании интереса к добровольным пенсионным планам. Со временем количество НПФ значительно сократилось: в 2018 году их было 58, в 2020 году — 44, а к концу 2023 года осталось всего 37. В начале 2024 года два НПФ было реорганизовано, но со второй половины года стали регистрироваться новые.
Необходимость пенсионных реформ
Очередная пенсионная реформа была инициирована в связи с ростом числа пенсионеров на фоне снижения числа работающих граждан. С 2018 года ситуация ухудшилась. По данным Росстата, в стране насчитывалось 45 миллионов неработающих пенсионеров и 73 миллиона трудоспособных россиян.
В настоящее время в России действует система пенсионных начислений, когда трудоспособные граждане делают взносы, из которых формируются пенсии для нетрудоспособных. Сегодня два работающих человека обеспечивают одного пенсионера.
Росстат прогнозирует дальнейшее увеличение дефицита бюджета Социального фонда в связи с демографическим кризисом 90-х годов, что привело к сокращению числа работающих граждан и росту числа пенсионеров.
Согласно прогнозам, к 2026 году на одного пенсионера будет приходиться лишь 1,5 работника, а к 2030 году соотношение будет уже 1:1. Такая ситуация угрожает увеличением дефицита бюджета: уменьшение числа работников ведет к снижению налоговых поступлений и, соответственно, к уменьшению средств для выплаты пенсий.
Программа долгосрочных сбережений
В России активы НПФ и пенсионные резервы составляют лишь 6,4 % от ВВП. Это значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), — то есть рынку пенсионных накоплений еще есть куда развиваться.
Для повышения вовлеченности россиян в накопительные пенсионные планы правительство с 1 января 2024 года запустило программу долгосрочных накоплений.
Цель программы. Программа оживила рынок НПФ в России, привлекая новых клиентов и увеличивая общую долю накоплений.
Государственное субсидирование. Государство готово доплачивать участнику программы по 36 000 рублей в течении десяти лет. Участники должны вносить ежегодно не менее 2 000 рублей — и государство будет удваивать вложения.
Взносы. Взносы зависят от дохода клиента НПФ и могут включать уже существующие пенсионные накопления, что делает программу гибкой и доступной для широкой аудитории.
Налоговый вычет. Вводится налоговый вычет в размере от 52 000 до 88 000 рублей, если суммарные взносы составляют до 400 000 рублей. Это экономически выгодное предложение, которое дополнительно мотивирует участников вкладывать средства в НПФ.
Срок программы. Программа рассчитана на 15 лет, что позволяет формировать долгосрочные накопления и строить стратегии на будущее.
На фоне появления ПДС уже начали создавать свои НПФ «Ренессанс», Альфа-Банк, ВЭБ, Совкомбанк, Т-Банк.
Социальные последствия пенсионных реформ
Международный опыт и примеры
В странах ОЭСР, а это большинство европейских стран, Япония и другие экономически развитые государства, стоимость автономных пенсионных портфелей составляет значительную часть ВВП — около 60,1 %. Этот показатель говорит о важной роли НПФ в обеспечении населения старшего возраста в этих странах.
Особенно впечатляющие показатели наблюдаются в таких странах, как США, Канада, Нидерланды и Швейцария, где отношение активов НПФ к ВВП варьируется от 87 % до 91 %. Эти страны имеют долгую историю развития пенсионных накоплений и внедрения эффективных инструментов для управления этими активами.
Китай исследует повышение пенсионного возраста на один год, что предполагает увеличение ВВП на 1,3 % и потребления на 1,4 % к 2030 году. При этом безработица временно возрастет на 0,2 % в первые два года, но затем вернется к исходным значениям.
Великобритания. Согласно R. Barrell и коллегам, повышение пенсионного возраста на один год приведет к временному увеличению безработицы на 0,2 % в первые два года реформ, однако в долгосрочной перспективе уровень безработицы стабилизируется. Аналогичные тенденции наблюдаются при увеличении пенсионного возраста на три года.
Мальта. В исследовании Центрального банка Мальты рассматривалось повышение пенсионного возраста до 65 лет. Прямой эффект предполагает рост экономического показателя в среднем на 2,1 % к 2026 году, а косвенные эффекты, связанные с изменениями в налогах или госинвестициях, приносят еще 0,3–0,4 %.
Анализ мировой практики реформирования пенсионных систем показывает, что в странах с устойчивыми пенсионными системами используются несколько подходов к реформам. Основными направлениями являются модернизация минимальных и базовых пенсий (Дания, Австралия, Швеция, Канада, Финляндия), расширение охвата пенсионных схем (Дания, Нидерланды, Австралия, Чили, Новая Зеландия), а также корректировка взносов (Дания, Австралия, Швейцария, Новая Зеландия).
Опросы и исследования, такие как проведенные Aegon в 2017 году, показывают, что знание населения о пенсионных системах варьируется. Лишь в США, Индии и Бразилии значительная часть опрошенных имеет высокий уровень понимания в вопросах пенсионного обеспечения.
Источник: https://pensiya.pro