На фоне публикации Банком России проекта «Основных направлений повышения доступности финансовых услуг до 2027 года», одним из ключевых пунктов которого является повышение доступности финансовых услуг, на рынке обострилась дискуссия о темпах цифровизации отрасли. Среди «отстающих» - лизинг, факторинг и негосударственные пенсионные фонды. «Ъ-Финополис» опросил участников рынка и оценил перспективы внедрения новых решений в этих сегментах рынка.
<...>
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ КОНСЕРВАТОРОВ
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - одна из наиболее консервативных отраслей финансового рынка. Как правило, фонды, которые являются дочерними структурами банков, пользуются цифровой инфраструктурой материнской компании, что существенно снижает необходимость в таких инвестициях и их риски. Остальные НПФы вынуждены разрабатывать собственные решения, и им приходится постоянно вкладываться в цифру, говорит президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.
Работа негосударственных пенсионных фондов предполагает большие объемы и низкую стоимость трансакций. Фонды должны быть максимально эффективными, чтобы нагрузка на средства людей, которые доверили им свои сбережения, была минимальной, согласен генеральный директор СберНПФ Александр Зарецкий.
Цифровые решения позволяют даже консервативным НПФам масштабировать бизнес. «Во-первых, полностью цифровой путь взаимодействия с любым финансовым институтом - это ожидания сегодняшнего клиента, как розничного, так и корпоративного, - признает гендиректор НПФ «Альфа» Лариса Горчаковская. - По данным разных банков, уже до 90% депозитов переоформляется в онлайне, и даже возрастная аудитория осваивает онлайн. Во-вторых, цифра позволяет обеспечить доступность услуг фонда по всей стране: физически такое покрытие не под силу даже самым крупным финансовым группам».
«Те, кто не будет успевать меняться, значимо потеряет свою долю рынка в ближайшие три-четыре года, уступив место провайдерам услуг от крупнейших экосистем», - согласен гендиректор НПФ «Социум» Денис Рудоманенко. Если нужно сократить отставание от рыночного стандарта, то инвестиции фондов в отдельные годы могут достигать 25-30% бюджета на ведение деятельности фонда, оценивает он. При этом ожидаемый срок окупаемости таких проектов, как правило, не превышает пяти лет, но окупиться могут только те проекты, результаты которых напрямую могут влиять на продажи.
<...>
Подробнее на: Коммерсантъ