Алексей Тимофеев,
президент НАУФОР:
Задача по удвоению капитализации фондового рынка требует решительных мер. Нужно от 6 трлн до 12 трлн руб. инвестиций в IPO до 2030 года, необходимо в течение этого периода привлечь 20–40 трлн руб.
Только от розничных инвесторов следует привлечь 15–20 трлн руб. на брокерское обслуживание в ПИФы и НПФы. Пока в действующих регулятивных условиях индустрия не способна этого добиться — брокеры привлекают около 1 трлн руб. в год, открытые и биржевые ПИФы соберут за этот период около половины триллиона
Хотелось бы надеяться на то, что инвестиционные ресурсы НПФов благодаря программе долгосрочных сбережений (ПДС) удвоятся в течение этого периода. Однако это невозможно без балансирования регуляторного режима для банковских депозитов и инвестиций на рынке ценных бумаг, без стимулирования коллективного инвестирования, без дополнительного стимулирования НПФов.
Мы предлагаем такие меры: модификация ИИС-3, который должен быть не более чем пятилетним, иметь больше стимулов, если используется для инвестиций в ОПИФы и БПИФы, позволять переводить доходы по находящимся на нем ценным бумагам на другие счета, расширение инвестиционных возможностей ОПИФов и БПИФов, введение отдельного вычета для НПФов, стимулирование участия работодателей в финансировании ПДС, освобождение от НДФЛ купонов по государственным и корпоративным облигациям, торгуемым на организованном рынке, снижение налога на дивиденды.
Немаловажно изменить регулирование НПФов, чтобы они были готовы к увеличению инвестиций в акции. Что касается стимулирования IPO, то среди мер — налоговые стимулы для компаний и акционеров, выходящих на IPO, и, что очень важно (без этого не обойтись), приватизация части принадлежащих государству пакетов акций.
Виталий Сергейчук,
член правления ВТБ:
Динамика развития фондового рынка напрямую зависит как от геополитических, так и от экономических факторов, но мы считаем, что при благоприятном стечении обстоятельств и эффективном стимулировании рынка обозначенные президентом РФ цифры по росту капитализации фондового рынка потенциально достижимы.
В качестве мер по стимулированию роста российского рынка акционерного капитала можно рассмотреть налоговые стимулы, направленные на эмитентов, и меры по стимулированию инвесторов.
Можно рассмотреть повышение налоговой нагрузки на крупные, но непубличные компании. Такая налоговая инициатива может быть имплементирована через повышение налогов на дивиденды либо на прибыль таких компаний. Можно рассмотреть возможность стимулирования акционеров непубличных компаний к выходу на фондовый рынок через освобождение доходов от продажи акций на IPO от НДФЛ.
На данный момент российские пенсионные фонды инвестируют относительно небольшую долю средств под своим управлением в рынок акций — в среднем не более 10%.
Считаем, что приток средств под управлением НПФов может качественно изменить структуру баланса спроса и предложения на российском фондовом рынке
Андрей Петров,
директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций»:
В первую очередь необходимо учесть интересы двух сторон: эмитентов и инвесторов.
Что касается инвесторов, то предполагается, что доля инвестпродуктов в сбережениях должна вырасти с 36,8% в 2023 году до 40% в базовом сценарии и 38% в консервативном к 2030-му. Совокупный объем средств по программам долгосрочного сбережения, а также на индивидуальных инвестиционных счетах планируется увеличить до 2,7 трлн руб. Доля средств физических лиц в ПИФах и доверительном управлении должна составить 55%.
Задача повышения капитализации фондового рынка будет решаться двумя составляющими: ростом капитализации текущих компаний и увеличением количества компаний, то есть расширением рынка за счет размещения новых эмитентов.
В 2025–2030 годах на бирже должно проводиться по 20 первичных размещений акций в год, общая капитализация компаний, проводящих IPO, должна составлять 4,5 трлн руб. На IPO непосредственно госкомпаний может прийтись 22% от этой суммы, то есть 1 трлн руб.
Еще один резерв для продажи — это компании, которые в последние годы были национализированы.
В показателе капитализации учитываются все акции, а не только free float (находящиеся в свободном обращении). То есть если размещаемая доля составит 5% от капитала компаний, то для достижения показателя в 4,5 трлн руб. потребуется спрос на сумму 225 млрд руб. в год (что в три раза больше, чем разместили за этот год).
Также разумно было бы предложить новые меры поддержки как для компаний, которые на бирже уже торгуются, так и для компаний, которые на биржу только собираются выходить, а также привлечь новых институциональных инвесторов с длинными деньгами.
Можно было бы установить временные льготы по налогу на прибыль для компаний, размещающих свои ценные бумаги, а также льготы для инвесторов, которые их покупают
Дополнительным стимулом к выходу на биржу могло бы стать упрощение процедуры публичного размещения.
Первые шаги уже делаются. Так, НПФы смогут участвовать в IPO, если совокупная стоимость акций на организованных торгах будет не менее 3 млрд руб. — сейчас порог 50 млрд руб. Также ЦБ готов увеличить долю акций от общего объема размещения, которую НПФ может приобрести в накопления и резервы, с 5% до 10%.
Владимир Брагин,
директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»:
Нужно всячески стимулировать инвестиции в финансовые активы, прежде всего в акции, причем за счет пассивных инвесторов, то есть тех, кто держит акции в течение длительного срока, а не торгует ими постоянно, разоряясь на комиссиях.
Финансовые активы должны начать восприниматься как более удобная альтернатива недвижимости, депозитам и другим привычным способам сбережения
Для этого желательно, чтобы компании выплачивали хорошие дивиденды.
Сейчас инвестиции часто воспринимаются как своего рода казино, где люди рассчитывают обогатиться за короткое время за счет колебаний цен. Объем и капитализация такого рынка могут расти только при благоприятных условиях, когда ситуация в экономике позитивна и для финансов компаний, и для доходов людей. Но любые негативные циклические изменения будут приводить к падению рынков и оттоку инвесторов. Так что попытки нарастить объем инвесторов через увеличение времени торгов или торги в выходные дни — это тупиковый путь, приводящий лишь к росту рыночной волатильности вследствие увеличения на нем доли «игроков» и уменьшения доли «инвесторов».
Нужна и мотивация компаний выходить на публичный рынок. Например, налоговые послабления в случае, если часть акций компании находится в свободном обороте. Сейчас основной мотивацией для IPO является получение высокой оценки при размещении, в результате чего компании размещаются дорого и дальнейшая динамика цен никак не радует покупателей.
Антон Свириденко,
исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина:
На рынке должно появиться больше доходных бумаг: акций, облигаций, инвестиционных паев. Значит, компании должны иметь стимулы их выпускать.
Если говорить о крупном бизнесе, то должно быть больше SPO. Если о малых и средних — для них критична поддержка государства по выходу на рынок
В Китае, например, есть специальные рынки для таких компаний — StarMarket и ChiNext, а также Пекинская биржа для МСП в целом.
Выпуск облигаций невозможен при текущей ключевой ставке — это дорого, нет стимулов выпускать бумаги. Поэтому облигационный рынок будет развиваться только в условиях умеренных ставок, а также определенных гарантий государства под проектные облигации.
Михаил Сергейчик,
руководитель проекта Научно-исследовательского финансового института Минфина России «Моифинансы.рф»:
Цель выглядит амбициозной, но при этом вполне разумной. Становятся важными финансовая грамотность и финансовая культура, а также стимулы для приобретения гражданами финансовых продуктов прямо или через работодателей (корпоративные пенсионные планы).
Понимание финансовых инструментов и продуктов, умение избегать инвестиционных ошибок и когнитивных ловушек поможет увеличить доходность и сделать ее более стабильной. Умение планировать свой бюджет и формировать финансовую стратегию даст ресурсы для инвестирования. Наконец, знание налоговых вычетов и умение ими пользоваться также увеличит выгоды.
Запущенная в России с 2024 года программа долгосрочных сбережений учитывает лучший мировой опыт. Считаю, что к ее продвижению необходимо привлекать крупных работодателей, которые могли бы помочь своим сотрудникам формировать финансовые цели на длительную перспективу и даже софинансировать их.
Также необходимо двигать в сторону ценных бумаг бизнес — без потока компаний среднего размера, выходящих на рынок с облигациями и первичными размещениями акций, сложно нарастить капитализацию рынка
Государство активно стимулирует такую активность — есть субсидии на расходы по выходу на рынок, есть программы Мосбиржи и Минфина, но этими возможностями пока мало пользуются. Собственники и менеджмент боятся новых возможностей, поэтому надо активнее работать не только с гражданами, но и с предпринимателями, обучать их, развенчивать мифы и негативные стереотипы об инвестициях.
Источник: https://expert.ru