Место проведения: ВКС
Время проведения: 26 ноября 11:00 - 13:00
Место проведения: ВКС
Время проведения: 26 ноября 11:00 - 13:00
Долгосрочные сбережения в России становятся все популярнее. Жители страны проявляют явный интерес к новым инструментам для накопления и сохранения личного капитала. Об этом на IV Всероссийской конференции «Опыт и тренды развития финансовой грамотности» рассказал вице-президент НАПФ Алексей Денисов.
Выступая на пленарном заседании, Алексей Денисов рассказал, что по оценке НАПФ появление на отечественном финансовом рынке Программы долгосрочных сбережений (ПДС) оказало положительное влияние на развитие финансовой грамотности и финансовой культуры в стране. Новый финансовый инструмент предлагает гражданам расширенные возможности сбережения средств и умножения личного капитала. Взносы участников софинансируются государством, благодаря чему люди могут не только защитить личные финансы от инфляции, но и получить ощутимую выгоду.
«Объем привлеченных в Программу средств уже превысил 1,33 миллиарда рублей. Ставка рефинансирования высокая, проценты по банковским депозитам растут, а люди все равно несут деньги в программу долгосрочных сбережений. Их не смущает срок участия в 15 лет, потому что условия, которые предлагает Программа, действительно уникальные. Средний доход за время участия, на который могут рассчитывать вкладчики, составляет от 38% до 88% годовых», – пояснил Алексей Денисов.
Он также подчеркнул социальную направленность программы, напомнив о том, что в случае форс-мажора участник сможет снять все деньги со счета без каких-либо потерь. «Мы все понимаем, что 15 лет – довольно большой срок. Всякое может случиться, и если человеку срочно понадобятся деньги на неотложную операцию или в семье произойдет потеря кормильца, то снять деньги со счета – полностью или частично – можно будет досрочно. При этом человек не потеряет ни софинансирование, ни начисленные проценты. ПДС – это инструмент, с которым можно спокойно копить – без нервов, переживаний и лишнего стресса», – отметил вице-президент НАПФ.
Еще одним преимуществом Программы является возможность перевода в нее пенсионных накоплений. Участникам ПДС будет доступен новый режим использования этих денег. «Пенсионные накопления можно получить по достижении возраста 55лет для женщин и 60 лет для мужчин только в виде пожизненных выплат. Всю сумму на вашем счете разделят на 270 месяцев – в итоге вы будете ежемесячно получать совсем небольшую сумму. При этом после смерти пенсионера его родственники не смогут получить в наследство невыплаченные средства. Если же перевести пенсионные накопления из системы ОПС в программу долгосрочных сбережений, то они будут наследоваться и их можно будет забрать единовременно», – сообщил эксперт.
Важную роль ПДС в развитии финансовой культуры отметил и директор Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ Михаил Петриченко.
«ПДС – это новая форма масштабного взаимодействия государства и власти с населением. Эта программа должна быть особенно интересна для индивидуальных предпринимателей и самозанятых, потому что она дает человеку возможность лично позаботиться о своей пенсии», – заявил он.
В заключение, Алексей Денисов подчеркнул, что рост интереса к долгосрочным сбережениям свидетельствует о повышении финансовой грамотности населения и осознании важности планирования будущего. В условиях меняющейся экономической среды, развитие новых форм накопления капитала становится не только актуальным, но и необходимым шагом для обеспечения финансовой стабильности граждан. Конференция стала площадкой для обмена опытом и идеями, которые помогут укрепить культуру сбережений и финансового планирования в России.
***
Программа долгосрочных сбережений разработана Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России и с участием НАПФ. Это долгосрочный сберегательный продукт, который позволяет формировать дополнительный финансовый ресурс на долгосрочные стратегические цели, а также создать финансовую подушку безопасности, в том числе на случай наступления особых жизненных ситуаций. Операторы программы – негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые обеспечивают сохранность и доходность сбережений и осуществляют выплаты этих сбережений. Это крупные финансовые организации, многие из которых имеют почти 30-летнюю историю успешной деятельности по реализации пенсионных программ. К середине ноября 2024 г. россияне заключили 1,97 млн договоров ПДС на сумму свыше 133 млрд руб. На 20 ноября 2024 года услуги по программе долгосрочных сбережений оказывали 33 из 37 российских НПФ. Детальная информация о Программе доступна на сайте НАПФ.
***
СРО НАПФ (Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов) учреждена 22 марта 2000 года для обеспечения благоприятных условий деятельности членов НАПФ, защиты интересов членов ассоциации, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов НАПФ. Является членом РСПП, СПКФР и АРФГ.
НАПФ объединяет 46 организаций: 35 НПФ и 11 ассоциированных членов.
Совокупные активы фондов-членов НАПФ превышают 5,3 трлн руб. По итогам 2023 года количество участников добровольной пенсионной системы достигло 6,5 млн человек, из которых 1,6 млн – получатели негосударственной пенсии. В программах корпоративного НПО находятся 4,3 млн участников. Количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в фондах, превысило 37 млн человек.
Илья Винокуров
Фото: Предоставлено Ассоциацией владельцев облигаций
Стоит ли ждать волну дефолтов на долговом рынке, кого она может коснуться в первую очередь, что следует изменить в законодательстве для защиты инвесторов и как инвесторам защищаться в нынешних условиях, рассказал в интервью “Ъ” член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Илья Винокуров.
— Насколько реален прогноз о волне дефолтов на облигационном рынке в следующем году?
— Прогноз вполне реален. Причем как в сегменте высокодоходных облигаций (ВДО) с рейтингами ВВВ и ниже, так и в инвестгрейде. Привела к этому не только последовательная жесткая денежно-кредитная политика ЦБ с постоянным повышением ключевой ставки, но и начавшаяся в последнее время борьба с кредитным импульсом, выразившаяся не только в резком увеличении стоимости, но и в значительном снижении доступности кредитных средств для эмитентов.
Исходя из мирового опыта, всплеск дефолтности возникает примерно через полгода после резкого расхождения спредов на рынке долга. Исходя из истории российских торгов, можно предположить, что существенный рост дефолтов ждет рынок в первой половине 2025 года, но первые ласточки появятся уже в четвертом квартале 2024 года.
— Насколько волна может оказаться масштабной?
—В 2022 году в секторе ВДО мы увидели дефолтность на уровне 6% от объема эмиссии, тогда как обычно дефолтность этого сегмента в РФ не превышает 1% в год. В США в обычные годы она составляла около 1–3%. Однако в кризисные годы, например в 2008 году, дефолтность ВДО, включая «падших ангелов», то есть эмитентов, потерявших инвестиционный рейтинг, доходила до 10–12%. Думаю, на эти значения нам и стоит ориентироваться. Но это, скажем так, вмененная дефолтность, которую можно обосновать статистически.
— Какие сектора экономики наиболее уязвимы перед возможными дефолтами?
— Буду довольно традиционен: любые сектора, где контрактная стоимость услуг эмитента фиксированна, а стоимость кредита для него рассчитывается с учетом плавающих ставок или рефинансируется по новым ставкам в ближайшее время. Это в первую очередь различные концессионные компании, инфраструктурные строители. Также пострадают компании, которые имеют проблемы с переносом стоимости фондирования на потребителей их продукции, и компании, для которых важным драйвером продаж или прибыли являлись льготные программы или прямое субсидирование, объем которого был сокращен или обнулен. Тут на ум в первую очередь приходят девелоперы. Кроме того, стоит отметить компании с большим левериджем, бизнес которых завязан на потребительское кредитование, которое Банк России тоже пытается охлаждать. Некоторые недостаточно эффективные ритейлеры вполне могут оказаться в этом списке.
Однако основным риском я бы назвал дефолты в компаниях инвестиционного рейтинга. Первая ласточка — дефолт «Росгеологии». Таких историй может быть довольно много, особенно если государство решит искать оригинальные решения с долгом других проблемных квазигосударственных эмитентов.
— Какие индикаторы будут свидетельствовать о нарастании риска дефолта конкретных эмитентов?
— Не буду оригинален. Снижение цены и непропорциональный рост доходности относительно других эмитентов их рейтинговых групп. Ну и в отчетности — падение или стагнация выручки, рост запасов, непропорциональный рост долга, особенно краткосрочного, и процентных расходов.
— Наверняка все это отразится на инвестиционном климате?
— Мне кажется, здесь надо смотреть на массовость дефолтов, масштаб деятельности эмитента и сектор, в котором вероятно произойдут негативные события. Если дефолты будут носить массовый характер, это будет крупный игрок или сектор с большим эффектом мультипликации типа строительства, то вполне возможна цепная реакция и эффект домино как на рынке долга, так и изрядный негатив на рынке акций.
— К настоящему времени были ли извлечены уроки из предыдущих случаев дефолта, таких как СУ-155 и «Ютэйр»?
— Думаю, власти постараются не допустить масштабного дефолта, купировав его через национализацию или сделку М&А. Считаю, кейс СУ-155 постараются не повторить. А кейс «Ютэйр» напоминает нам о том, что компания вполне может жить после реструктуризации долга, попутно доставив немало проблем бондхолдерам.
— А как прошлый опыт повлиял на отношения между эмитентами и инвесторами?
— Эмитенты сейчас куда охотнее общаются с инвесторами. Стали уделять больше внимания IR. Правда, обычно это продолжается четко до дефолта.
— Какие превентивные меры надо принять для предотвращения или смягчения последствий волны дефолтов?
— Отличным ответом было бы прекратить делать экономике больно, повышая ставку. Но, видимо, уход закредитованных неэффективных компаний с рынка является некой промежуточной целью для ЦБ, так что без него, видимо, никак. Возможно, громкий, крупный, а лучше еще и неожиданный дефолт станет той сакральной жертвой, после принесения которой Банк России будет готов начать смягчение ДКП.
— Что надо изменить в регулировании для улучшения защиты прав инвесторов в случае дефолта?
— Диалог обо всех этих мерах между АВО и Банком России не прекращается вот уже четвертый год. И о них можно долго и интересно рассказывать — все равно их не примут до ожидаемой волны дефолтов.
Основная проблема — затягивание всех юридических процедур и самой ситуации на годы. Есть случаи, когда эмитент допускает дефолт по облигациям, но вполне себе продолжает вести обычную хозяйственную деятельность. Самым очевидным решением тут будет уравнять в правах кредитные организации и владельцев облигаций, предоставив им право подавать на банкротство эмитента без просуживания долга, которое, как правило, если учесть две инстанции, занимает порядка двух лет. Это значительно сократит путь владельцев дефолтных бондов до денег нерадивых эмитентов.
Кроме того, нужны реформы институтов представителя владельцев облигаций (ПВО) и общих собраний владельцев облигаций (ОСВО). Если вкратце, то необходимо законодательно установить меру влияния владельцев облигаций на ПВО, чтобы они имели механизм санкционирования или вообще дисквалификации этих организаций, работающих ненадлежащим образом. Необходимо ввести обязанности ПВО по обращению в суд при дефолте. Необходимо сокращение листа потенциальных ПВО с введением качественных и количественных критериев нахождения в таком списке, как то наличие сотрудников с определенным юридическим и экономическим опытом и требований к размеру капитала. Также нужен резервный фонд ПВО на случай отказа эмитентов оплачивать услуги этой организации.
По ОСВО необходимо повсеместное внедрение проведения их в электронной форме. Законодательно такая возможность будет с весны 2025 года. Идеально — проведение ОСВО в приложении брокеров. Сейчас это звучит фантастично, но реализация вполне реальна. Нужно бороться как с мажоризацией, так и с проблемами со сбором кворума на собраниях в розничных выпусках с распыленной структурой держателей. По сути, необходима большая и многоступенчатая реформа, которая может занять не один год.
— Что в таком случае сейчас должен сделать инвестор, чтобы минимизировать свои потери?
— Снизить общий риск портфеля: продать бумаги низкорейтинговых эмитентов или эмитентов из проблемных секторов, заменив их бумагами верхних ступеней инвестиционного уровня или вообще фондами денежного рынка. Вернуться на рынок после прохождения острой фазы кризиса. Высоковероятно, такая стратегия приведет к фиксации убытка и пропуску ряда инвестиционных возможностей. Для кого это неприемлемо — чутко следить за новостями компаний. В случае очевидного и критичного негатива — продавать. Ведь случаи восстания эмитента-дефолтника из мертвых или получения сколь бы то ни было значимого рекавери ничтожно редки.
Интервью взяла Ксения Куликова
Источник: Коммерсантъ
Вице-президент НАПФ Алексей Денисов принял участие в пленарном заседании Конференции познакомил участников IV Всероссийской конференции «Опыт и тренды развития финансовой грамотности» с перспективами развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Он особо отметил роль НПФ в обеспечении социальной стабильности граждан, а также рассказал об основных преимуществах Программы долгосрочных сбережений. Его выступление увидели более 3 тыс. человек по всей России.
121069, г. Москва, Хлебный переулок, 19А, этаж 7 E-mail: info@napf.ru
© 2024 Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Все права защищены