Встреча была посвящена обсуждению вопроса укрепления взаимодействия между негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями в целях преодоления негативного влияния финансового кризиса на отрасль.
В ходе проведенного обсуждения было отмечено:
Кризис глубоко затронул процесс инвестирования пенсионных сбережений граждан и его негативные последствия могут проявляться в течение ряда лет.
Основные проявления кризиса в отрасли:
- отрицательные результаты инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений по итогам 2008 года;
- несовершенство методики оценки активов фондов в кризисных условиях;
- потери НПФ, связанные с объявленными отдельными российскими предприятиями дефолтами по облигациям, в которые вложены пенсионные средства;
- снижение сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и пенсионных взносов по негосударственному пенсионному обеспечению, поступающих в НПФ.
Кризис выявил необходимость пересмотра подходов к решению ряда вопросов инвестирования пенсионных средств, в том числе:
- разделение инвестиционных рисков между управляющими и негосударственным пенсионными фондами, унификация принципов размещения средств пенсионных резервов и накоплений;
- потребность в механизме перераспределения высоких достижений в благоприятные годы на годы с низкими уровнями доходности при определении пенсионных обязательств фонда перед вкладчиком (застрахованным лицом);
- законодательное закрепление распределения ответственности за результаты управления между НПФ и УК;
- предоставление возможности компенсации расходов управляющего, а также специализированного депозитария за счет переданного в управление имущества;
Участники встречи отметили необходимость принятия ряда неотложных антикризисных мер, предусматривающих:
- разработку и реализацию предложений по управлению дефолтными активами, в том числе и на принципах частно-государственного партнерства, а также с использованием паевого инвестиционного фонда для квалифицированных инвесторов;
- создание клуба кредиторов по проблемным активам, обеспечивающего проведение согласованных совместных действий НПФ и УК в отношении эмитента;
- проработку вопросов обеспечения гарантий сохранности, компенсации затрат и формирования обязательств перед застрахованными лицами при подготовке ко второму чтению проектов изменений в законодательство об инвестировании пенсионных накоплений.
Сложившиеся в последнее время формы взаимодействия позволяют обеспечить оперативную подготовку необходимых предложений. Отмечены положительные результаты взаимодействия ФСФР России и НАПФ в рамках совместной рабочей группы, а также необходимость привлечь к ее работе представителей НЛУ для учета интересов всех сторон.
Участники встречи договорились о соблюдении следующих принципов:
1. Готовность УК обеспечить выполнение договоров о доверительном управлении в части зафиксированных в них положений об обеспечении минимальной гарантированной доходности.
2. Необходимости поиска конструктивного консенсуса в отношениях каждого управляющего со своим клиентом.
3. Повышение качества работы риск-менеджмента управляющих компаний для обеспечения сохранности переданных в управление средств;
На встрече отмечено, что для дальнейшего развития пенсионной системы важнейшее значение приобретает разработка принципов использования долгосрочных пенсионных ресурсов в финансировании глобальных инфраструктурных проектов (на принципах частно-государственного партнерства и др.) и ряда других.
Кризис наглядно продемонстрировал, что негосударственные пенсионные фонды наряду с их важной ролью в стабилизации социальной атмосферы в обществе обеспечивают также сохранение финансового рынка на фоне панически покидающих его спекулятивных капиталов. Однако для укрепления своей стабилизирующей роли негосударственные пенсионные фонды в такой же степени, как и другие финансовые институты, нуждаются в государственной поддержке.