29 апреля 2009 года Федеральная служба по финансовым рынкам России опубликовала свое решение о введении запрета на ведение ряда операций у 28 НПФ. Среди этих фондов нет ни одного члена Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Суммарный объем обязательств всех этих фондов настолько невелик, что их потеря никоим образом не скажется на устойчивости рынка, а наоборот будет только способствовать его укреплению.Строгое соблюдение негосударственными пенсионными фондами лицензионных требований является необходимым условием успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения и накопительного пенсионного страхования. В этом смысле НАПФ полностью поддерживает принимаемые ФСФР России меры. При этом НАПФ обращает внимание Федеральной службы по финансовым рынкам на то, что при их проведении необходимо обеспечить защиту прав вкладчиков и участников, а не менеджеров фондов, оказавшихся неспособными привести свои НПФ в соответствие с нормативами.
Следует отметить, что проведение такого массового воздействия на НПФ не обеспечено, по мнению НАПФ, необходимыми организационными мероприятиями.
В прессе изложена позиция регулятора: «В соответствии с законом мы можем либо сразу отозвать лицензии НПФ, либо ограничить их операции. Мы выбрали второй вариант. С одной стороны, мы опасались, что если отзовем лицензии сразу, то фонды выпадут из нашего поля зрения, а их собственники могут попытаться вывести активы. С другой стороны, это последний шанс для фондов к исправлению ситуации». Из этих слов можно сделать вывод, что у ФСФР России отсутствует процедура, обеспечивающая соблюдение прав вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае аннулирования у фонда лицензии. Есть ли гарантии, что процедура последовательного предупреждения обеспечит защиту от того, чтобы собственники не смогли вывести активы?
По данным последней отчетности, представленной перечисленными в решении ФСФР России фондами, в них обслуживаются свыше 313 тыс. участников и 953 застрахованных лица; 10350 человек получают в этих фондах негосударственную пенсию. Защита и обеспечение прав этих лиц - несомненная обязанность ФСФР России как уполномоченного на это федерального органа исполнительной власти.
Определенное сожаление вызывают запоздалые действия ФСФР России. Перечисленные в списке ФСФР фонды не соответствуют требованию о минимальном размере имущества для обеспечения уставной деятельности определенного еще с 1 января 2005 года. Многие из перечисленных в списке ФСФР фонды не представляют установленную отчетность на протяжении года и более.
В этих условиях своевременные и решительные действия государственного регулятора должны были способствовать принятию соответствующих мер фондами, которые в состоянии увеличить ИОУД, а в отношении других - обеспечить очищение от них рынка. Сейчас , в условиях кризиса, соответствующая реакция фондов и их учредителей гораздо более затруднена, чем в условиях нормального развития рынка в 2005 -2007 годах.
Список негосударственных пенсионных фондов, которым
запрещены операции
№№ ПП | №№ ЛИЦ. | Наименование НПФ |
1 | 10 | НПФ "Гарантия. Нижний Новгород" |
2 | 72 | НПФ "Первый Усольский НПФ" |
3 | 80 | НПФ "Сибирский капитал" |
4 | 82 | Негосударственный Центральный пенсионный фонд |
5 | 83 | НПФ "Смоленскоблгаз" |
6 | 98 | НПФ "Губернский" |
7 | 109 | Невский Пенсионный фонд |
8 | 111 | НПФ "Гелиос" |
9 | 130 | НПФ "Надежность" |
10 | 133 | НПФ "Российский Пенсионный фонд" |
11 | 135 | НПФ "Глиос-Энерго" |
12 | 160 | НПФ "Адмиралтейский" |
13 | 178 | НПФ "Топ-Энерго" |
14 | 223 | НПФ "КЗ-Фонд" |
15 | 251 | НПФ "Интраст-Фонд" |
16 | 258 | НПФ "Хлебный" |
17 | 294 | НПФ "Социальный пенсионный фонд" |
18 | 299 | НПФ "Достояние" |
19 | 306 | НПФ "Пенсион-Плюс" |
20 | 323 | НПФ "Спорт и здоровье" |
21 | 331 | НПФ "Сберегательный" |
22 | 333 | Муниципальный НПФ г. Тольятти |
23 | 336 | Муниципальный НПФ г. Екатеринбург |
24 | 352 | НПФ "Корабел" |
25 | 357 | НПФ "Веста" |
26 | 373 | НПФ "Прогресс-Доверие" |
27 | 385 | НПФ работников транспортьа "Движение" |
28 | 394 | НПФ "Росто" |