ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Рынок негосударственного пенсионного обеспечения в серьезной опасности.
В очередной раз он готовится к испытанию на прочность теми нормативными шагами государства, которые уже вступили или вот-вот вступят в действие.
Не так давно были приняты поправки в пенсионное законодательство, значительно повышающие с 2009 года нормативные требования в части размера имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) для НПФ. Мы согласны с не раз озвученным мнением о том, что данная мера направлена на укрупнение рынка НПФ. Только укрупнение это будет достигнуто путем планового и быстрого уничтожения более половины рыночных игроков из числа средних и малых НПФ, в первую очередь, региональных. В результате рынок НПФ приобретет законченный «кэптивный» вид. Как следствие сузится и станет менее конкурентным рынок управляющих компаний.
По нашему убеждению, зрелость рынка - это существенное распространение услуг пенсионного обеспечения для средних и малых предприятий, а также граждан, и хотя бы средний уровень насыщенности предложения пенсионных услуг в регионах. Ничего подобного нет даже у 10% трудоспособного населения (см. Описание проблематики, Приложение 1 к письму).
Принятие серьезных правовых ограничений на несформировавшемся рынке может привести к остановке развития самого рынка, и, как следствие, нанесет значительный ущерб потребителю.
В связи с этим считаем задачей государственной важности сохранение и законодательную поддержку средних и малых пенсионных фондов, для использования их потенциала в качестве инструмента по персонификации вкладов, привлечению и обслуживанию "розничного клиента". По мере создания приемлемого инвестиционного климата на пенсионном рынке и повышения благосостояния населения их значение, будет только увеличиваться. Только они в итоге и будут работать на обеспечение необходимой государству конкурентной среды на пенсионном рынке.
К первостепенным задачам для исправления складывающейся ситуации, по нашему мнению относятся:
- введение для НПФ принципа разделения лицензий, с тем, чтобы к различным видам пенсионных услуг, оказываемых конкретным НПФ применялись различные требования к размеру и структуре ИОУД;
- создание публичных и прозрачных процессов разработки и утверждения нормативных правил регуляторами рынка;
- формирование полноценной нормативной базы, позволяющей построить цивилизованный и легитимный рынок слияний и поглощений НПФ, который учитывал бы интересы малых и средних НПФ и граждан;
- реформирование системы страхования обязательств НПФ перед вкладчиками;
- законодательное закрепление обязательного и публичного процесса проведения тендеров по размещению пенсионных резервов и накоплений НПФ среди управляющих компаний;
- создание СРО, учитывающей интересы рыночных НПФ и определяющей вектор их развития.
Для реализации эти мер, мы предлагаем создать рабочую группу из специалистов Министерств и Ведомств и участников рынка для формализации и выработки плана совместных действий.
Просим Вас в ближайшее время назначить встречу для обсуждения с нашими представителями затронутых в настоящем обращении вопросов.
Инициативная группа
Негосударственных пенсионных фондов и Управляющих компаний
www.rus-npf.ru