В материалах, изложенных на сайте Минфина России, обращают на себя внимание следующие три проблемы:
· Реформирование ЕСН с изменением порогов регрессии
· Предотвращение бедности среди пенсионеров
· Развитие негосударственного пенсионного обеспечения
1. В отношении ЕСН предполагается его замена с 2010 г. страховыми взносами (во все внебюджетные фонды), при этом по поводу базовой части пенсии никаких деталей не приводится (имеется в виду обсуждаемая проблема возможности ее финансирования из общих поступлений федерального бюджета, не связанных с налогообложением фонда оплаты труда).
Изменяются пороги регрессии для взимания пенсионных взносов (в настоящее время - 20% при годовой зарплате до 280 тыс. руб., сверх нее – 5,5%).
С 2010 г. предлагается при годовой зарплате до 1,1 млн. руб. взимать 19,25%, от 1,1 до 2,3 млн. руб. – 10%, св.2,3 млн. руб. – 2%.
Предлагается ввести единые ставки взносов для всех плательщиков, независимо от отраслевой принадлежности (для организаций в технико-внедренческих зонах и в сфере информационных технологий – с 2020 г.), с ежегодной индексацией порогов регрессии по темпам роста заработной платы.
Для работников 1967 г.р. и моложе с 2010 г. вводится 3-х % взнос (обязательный, личный) при заработке до 1,1 млн. руб. в год. Подлежит зачислению на накопительную часть пенсии. В связи с этим половина накопительного взноса, уплачиваемого сегодня работодателем, т.е. 3%, направляется на финансирование страховой части пенсии. С 2020 г. ставка, уплачиваемая работодателем на страховую часть пенсии, увеличивается на 3% (в первом диапазоне).
Таким образом тарифная сетка может быть представлена следующим образом:
РЛ – работодателиЗЛ – застрахованные лица | Страховые взносы, % к заработку | |||||
2008 г. |
2010 г. |
2020 г. |
||||
РЛ | ЗЛ | РЛ | ЗЛ | РЛ | ЗЛ | |
Базовая |
6 |
- |
6 |
- |
6 |
- |
Страховая |
8 |
- |
11 |
- |
14 |
- |
Накопительная |
6 |
- |
3 |
3 |
3 |
3 |
Всего: |
20 |
- |
20 |
3 |
23 |
3 |
Итого: | 20 | 23 | 26 |
Как видно до 2020 г. увеличения налоговой нагрузки для работодателя не происходит. Это подтверждается и другими данными в материалах Минфина, из которых следует, что источники финансирования трудовых пенсий (в части средств работодателей и работников) распределяется следующим образом (в процентах к ВВП).
2010 |
2013 |
2018 |
2023 |
|
Работодатели |
4,3 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
Работники |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
2. В целях решения задач, связанных с преодолением бедности среди пенсионеров предполагается пересмотреть с 2010 г. расчетный пенсионный капитал пенсионеров, определенный к началу пенсионной реформы.
Конкретного механизма нет. Но скорее всего речь может идти о варианте Минздравсоцразвития (добавлять по 1% за год работы в дореформенный период).
Источник финансирования мероприятия прямо не указан. Можно предположить, что для этих целей будут выделены трансферты из федерального бюджета и фонда национального благосостояния (при этом ФНБ предполагается увеличить за счет уменьшения с 10% до 6% ВВП целевого объема Резервного фонда).
3. Для развития негосударственного пенсионного обеспечения в материалах Минфина в общей форме излагается необходимость:
· Увеличения охвата ДПО большего числа работников за счет разработки мер по стимулированию работников и работодателей
· Проведение политики информированности граждан о перспективах их участия в системах ОПС и ДПО
· Решать вопрос об укреплении накопительной составляющей пенсионной системы, включая получение доходности по пенсионным накоплениям на 5-6 п.п. сверх темпов инфляции
4. Совокупность предлагаемых Минфином РФ решений предполагает достижение в период 2010-2023 гг. уровня коэффициента замещения 30% (без учета системы негосударственного пенсионного обеспечения).