Уважаемые читатели!
Приглашаем Вас ознакомиться с новым номером издания. Тематика номера: "Этапы большого пути (1992-2012гг.)".
Среди авторов журнала:
Редколлегия журнала "Пенсионное обозрение"
Уважаемые читатели!
Приглашаем Вас ознакомиться с новым номером издания. Тематика номера: "Этапы большого пути (1992-2012гг.)".
Среди авторов журнала:
Редколлегия журнала "Пенсионное обозрение"
С начала года участниками программы долгосрочных сбережений (ПДС) стали почти 2 миллиона человек. Об этом на организованной АРФГ всероссийской конференции «Финансовая культура долгосрочных сбережений» рассказал вице-президент НАПФ Алексей Денисов.
Эксперт рассказал участникам об устройстве пенсионной системы России и подчеркнул роль негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в развитии культуры долгосрочных сбережений. Корпоративные и индивидуальные программы, которые предлагают фонды, позволяют их клиентам в среднем на 20% увеличить размер своей будущей пенсии.
Еще больше возможностей для накоплений предлагает программа долгосрочных сбережений (ПДС). Большое количество различных стимулов, таких, как софинансирование, налоговые льготы и расширенные гарантии сохранности средств, делают ее выгодной и доступной для большинства россиян. Благодаря ПДС любой человек, вне зависимости от возраста и материального положения, получает возможность увеличить личный капитал и повысить уровень жизни после окончания трудовой деятельности. Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка при условии участия в Программе может достигать 40% и более.
«Если вы будете получать только страховую пенсию от государства, то уровень ваших доходов после завершения карьеры сократиться в несколько раз. Понятно, что такая ситуация мало кого устраивает. Как ее изменить? Начать копить и откладывать – с ПДС это сделать очень просто. Государство поддерживает участников рублем и умножает их взносы. За счет одного только софинансирования можно получить до 100% годовых», – пояснил Алексей Денисов.
Откладывая по 3 тысячи рублей в месяц, человек за 15 лет сможет накопить почти 2 миллиона рублей. При этом личные взносы составят около четверти от этой суммы – всего 540 тысяч рублей. «Средства на счетах участников умножаются за счет софинансирования и налоговых вычетов. Кроме того, операторы Программы – негосударственные пенсионные фонды вкладывают их в инфраструктурные проекты и ценные бумаги, благодаря чему клиенты получают инвестиционный доход. Пользоваться ПДС не только выгодно, но и удобно. Человек сам решает, как получить свои деньги – в виде разовой выплаты, ежемесячных или пожизненных выплат.
Он отметил, что появление нового инструмента на финансовом рынке стало мощным толчком для всей индустрии. Именно благодаря ПДС на рынке негосударственных пенсионных фондов появились новые игроки. Сейчас в стране работают 37 НПФ и 33 из них уже заключают договоры долгосрочных сбережений.
«Развитие отрасли НПФ положительно сказывается на экономике страны. Фонды вкладывают средства в значимые инфраструктурные проекты. За счет таких инвестиций были, в частности, построены трасса М11 Москва-Санкт-Петербург и участки трассы М1, которая идет до границы с Беларусью. Как видим, долгосрочные сбережения приносят пользу не только отдельным людям, но и обществу в целом», – рассказал вице-президент НАПФ.
***
Программа долгосрочных сбережений разработана Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России и с участием НАПФ. Это долгосрочный сберегательный продукт, который позволяет формировать дополнительный финансовый ресурс на долгосрочные стратегические цели, а также создать финансовую подушку безопасности, в том числе на случай наступления особых жизненных ситуаций. Операторы программы – негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые обеспечивают сохранность и доходность сбережений и осуществляют выплаты этих сбережений. Это крупные финансовые организации, многие из которых имеют почти 30-летнюю историю успешной деятельности по реализации пенсионных программ. К середине ноября 2024 г. россияне заключили 1,97 млн договоров ПДС на сумму свыше 133 млрд руб. На 20 ноября 2024 года услуги по программе долгосрочных сбережений оказывали 33 из 37 российских НПФ. Детальная информация о Программе доступна на сайте НАПФ.
***
СРО НАПФ (Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов) учреждена 22 марта 2000 года для обеспечения благоприятных условий деятельности членов НАПФ, защиты интересов членов ассоциации, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов НАПФ. Является членом РСПП, СПКФР и АРФГ.
НАПФ объединяет 46 организаций: 35 НПФ и 11 ассоциированных членов.
Совокупные активы фондов-членов НАПФ превышают 5,3 трлн руб. По итогам 2023 года количество участников добровольной пенсионной системы достигло 6,5 млн человек, из которых 1,6 млн – получатели негосударственной пенсии. В программах корпоративного НПО находятся 4,3 млн участников. Количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в фондах, превысило 37 млн человек.
Лейбористское правительство Великобритании разработало масштабный план консолидации разрозненных схем пенсионных фондов. Цель — значительно увеличить инвестиции в развитие новых компаний-стартапов и дополнительно подпитывать фонды венчурных инвестиций
Министр финансов (канцлер казначейства) Великобритании Рейчел Ривз
wandsworthguardian.co.uk
О новом плане правительства объявила 14 ноября министр финансов (канцлер казначейства) Великобритании Рейчел Ривз в своем первом выступлении перед лидерами бизнеса в лондонском Mansion House (официальной резиденции лорда-мэра Лондона).
Ривз заявила, что запланированные изменения станут «крупнейшей реформой пенсионного рынка за последние десятилетия», она поможет высвободить порядка 80 миллиардов фунтов стерлингов (примерно 100 млрд долларов США. — “Стимул”) для инвестиций в экономику страны. Генеральная идея правительства заключается в том, что мобилизация в «мегафонды» капитала пенсионных фондов прежде всего должна помочь компенсировать острую нехватку финансирования частного технологического сектора страны, особенно на поздних этапах.
Сама идея более активно задействовать средства пенсионных фондов для увеличения финансирования частных компаний возникла еще при предыдущем, консервативном правительстве Великобритании. Эта инициатива, получившая название Mansion House Compact, была анонсирована в июле 2023 года тогдашним канцлером Джереми Хантом и касалась фондов с установленными взносами (Defined Contribution Funds, DC-funds), в которые делают регулярные пенсионные отчисления работники и работодатели.
Непосредственными участниками Mansion House Compact стали девять ведущих DC-фондов страны, на которые приходится порядка двух третей всех средств этого сегмента британского пенсионного рынка.
Впрочем, тогда эти фонды фактически лишь публично декларировали свое желание увеличить поддержку частного бизнеса, а предложенные новой главой минфина Ривз реформы предполагают куда более значительные изменения в британском законодательстве.
По оценкам ряда аналитиков, к концу десятилетия совокупный объем активов под управлением пенсионных фондов местного самоуправления (Local Government Pension Scheme, LGPS) и DC-фондов достигнет 1,3 трлн фунтов стерлингов, однако пока лишь очень небольшая часть этих активов инвестируется в частные компании. Предыдущее консервативное правительство Великобритании подсчитало, что пенсионные фонды DC инвестируют в не котирующиеся на бирже компании менее 1% своих активов.
Исполнительный директор лоббистской группы Startup Coalition Дом Халлас
x.com/dom_hallas
ВОСЕМЬ «МЕГАФОНДОВ»
Согласно комментариям г-жи Ривз, в следующем году правительство Великобритании представит новый законопроект о пенсионном обеспечении, направленный на объединение 86 автономных пенсионных схем местных органов власти (LGPS) в Англии и Уэльсе (то есть эти реформы пока не коснутся Шотландии и Северной Ирландии) в восемь «мегафондов» к 2030 году. Участниками системы LGPS являются 6,5 млн граждан Соединенного Королевства, эти фонды управляют активами на общую сумму 360 млрд фунтов стерлингов (к 2030 году эта сумма предположительно вырастет до 500 млрд).
Это решение напоминает успешно действующую на протяжении многих лет схему поддержки частного бизнеса в Канаде и Австралии, где пенсионные планы государственных служащих объединены в более крупные фонды, которыми управляют профессиональные инвесторы.
Так, крупнейший канадский государственный пенсионный фонд CPP Investments, под управлением которого находятся активы на общую сумму почти 600 млрд канадских долларов, неоднократно осуществлял серьезные инвестиции в частные европейские технокомпании, в том числе в 2021 году он предоставил 300 млн долларов перспективному британскому стартапу Octopus Energy (что показательно, эта разовая сумма превысила общий объем инвестиций пенсионных фондов самой Великобритании в британские стартапы за весь следующий 2022 год). В свою очередь, австралийские пенсионные фонды, по оценкам британского правительства, инвестируют в частные акционерные компании примерно на порядок больше, чем пенсионные DC-фонды в Великобритании.
В то же время, по информации Financial Times, Ривз и ее команда не стали рассматривать более радикальный вариант с созданием на базе британских LGPS-фондов единого пенсионного фонда по канадскому образцу.
И, как отмечают ведущие британские СМИ, пока этот план нового лейбористского правительства пользуется довольно широкой поддержкой как среди политиков, в том числе у консерваторов, так и в бизнес-сообществе и внутри самой пенсионной индустрии. В частности, бывший министр финансов Джереми Хант уже отметил, что в новых планах Ривз «есть много интересного», добавив, что в целом они повторяют ту же стратегию и подход, о которых он объявил в прошлом году в том же Mansion House.
А Дом Халлас, исполнительный директор лоббистской группы Startup Coalition, оптимистично констатировал, что «реформа пенсионных фондов — это один из самых больших рычагов роста, за которые может потянуть казначейство… И как только это будет сделано, мы увидим, как в британскую венчурную технологическую экосистему начнут поступать новые миллиарды».
Британское казначейство сообщило, что правительство вскоре проведет «консультации по планам использования преимуществ размера пенсионных фондов и улучшения управления ими». Эти консультации будут включать в себя вопросы установления каждым управляющим органом целевых показателей для осуществления инвестиций в местную экономику. В частности, казначейство предполагает, что минимальный целевой показатель в 5% для «местных» инвестиций может обеспечить не менее 20 млрд фунтов стерлингов для поддержки частного бизнеса.
Председатель Немецкой ассоциации стартапов Верена Пауздер
verenapausder.de
НЕМЕЦКАЯ ИНИЦИАТИВА И ФРАНЦУЗСКИЙ ПРИМЕР
А два месяца назад, 18 сентября, схожие идеи о более активном привлечении финансовых ресурсов из различных «нетрадиционных» источников, в том числе пенсионных фондов, для стимулирования роста национальной индустрии (и прежде всего ее технологической составляющей) были обнародованы и в другой крупнейшей промышленной державе Старой Европы, — Германии.
На саммите Startup Germany так называемую инициативу WIN — декларацию о намерениях проинвестировать стартап-сектор страны к 2030 году на сумму порядка 12 млрд евро — официально поддержали представители многих крупнейших государственных и частных фондов и кредитных учреждений, в частности Deutsche Bank, Allianz, Commerzbank, Deutsche Telekom, AXA Deutschland и ряда ведущих страховых компаний страны.
Инициатива WIN состоит из генерального плана из 10 пунктов, в числе которых меры по расширению сотрудничества между университетами, инвесторами и компаниями, улучшению рамочных условий для IPO и успешных «выходов» стартапов, укреплению вторичного рынка акций венчурных фондов.
Комментируя эту инициативу, Верена Пауздер, председатель Немецкой ассоциации стартапов, в частности, отметила, что она «конкретно направлена на решение проблемы финансирования роста и является важным шагом в правильном направлении. Это может по-настоящему изменить правила игры — подобно тому, что уже удалось сделать во Франции благодаря инициативе Tibi».
Отсылка к полезному французскому опыту подкрепляется конкретными цифрами: уже на начальной фазе действия программы Tibi (она запущена еще в 2019-м), в период с 2020 по 2022 год, основной заявленной целью которой является рост финансирования технологических компаний за счет мобилизации средств институциональных инвесторов (LPs), последние направили более 6 млрд евро на поддержку развития национальной технологической экосистемы (в фонды прямых инвестиций на поздних стадиях и в публично торгуемые технологические компании).
И, как следует из официального комментария на интернет-сайте министерства экономики, финансов и промышленности Франции, вторая фаза этой программы (2023‒2026 годы) преследует цель «закрепить эти успехи», а ее непосредственные участники обязались вложить на новом этапе еще 7 млрд евро, причем он будет охватывать «более широкую сферу: в дополнение к технологическим сегментам поздних стадий и публично торгуемым компаниям будет также задействован сегмент ранних стадий (первичный пул технологических стартапов), в том числе предусматривается финансирование прорывных инновационных проектов».
Источник: https://stimul.online
Финансовая культура_ точки притяжения долгосрочных сбережений
121069, г. Москва, Хлебный переулок, 19А, этаж 7 E-mail: info@napf.ru
© 2024 Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Все права защищены