Уважаемый Владимир Владимирович!
Саморегулируемая организация Некоммерческое партнёрство Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (Ассоциация) обращается к Вам в связи с ситуацией, сложившейся вокруг продвижения Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия), подготовленной социальным блоком Правительства.
Одна из ключевых проблем, изложенных в Стратегии и вызывающих наиболее острые дискуссии, - это так называемая модернизация накопительного компонента, а по сути отказ от пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании в целях сокращения растущего дефицита Пенсионного фонда России (ПФР) и направление этих средств на текущую выплату пенсий.
Это предложение самым непосредственным образом касается деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые наряду с ПФР являются страховщиками в рамках накопительной части пенсии. Учитывая стратегический характер предлагаемого нововведения, оно требует тщательного анализа и серьезных обоснований и в связи с этим оценки социально-экономических последствий его реализации.
Уважаемый Владимир Владимирович! Ассоциация является саморегулируемой организацией, объединяющей ведущие НПФ, управляющие компании и специализированные депозитарии. Совокупные активы фондов, входящих в Ассоциацию превышают 1.2 трлн. рублей, что составляет более 90 % от активов всех НПФ в стране.
Через негосударственные пенсионные фонды реализуются программы добровольного пенсионного обеспечения, в которых участвуют свыше 7 млн.человек. Уже сегодня фонды выплачивают дополнительную пенсию более 1,5 млн.человек, прибавка к государственной пенсии у которых составляет 15-20 %. На начало текущего года в фонды из ПФР перевели пенсионные накопления почти 16 млн.человек. Таким образом НПФ представляют интересы более 20 млн. человек, которые ответственно проявили заботу о своей будущей пенсии.
НПФ стали серьезным институциональным инвестором. С участием аккумулируемых ими пенсионных средств в регионах России прокладываются дороги, строится жилье, решаются другие проблемы.
Эксперты отмечают, что система НПФ – это один из динамично развивающихся сегментов экономики страны. И, естественно, членов Ассоциации не могут не беспокоить содержащиеся в Стратегии предложения, реализация которых может разрушить систему, создаваемую после старта пенсионной реформы в 2002 г., и ухудшить пенсионное обеспечение обслуживаемых фондами граждан.
Представители и эксперты Ассоциации принимали участие в дискуссиях по Стратегии на всех доступных площадках: в Общественной палате, ФНПР, РСПП, Совете Федерации, на заседаниях Открытого правительства и др. Авторам Стратегии направлены замечания и предложения Ассоциации. Однако в социальном блоке Правительства абсолютно никакой реакции на позицию Ассоциации нет. Мнение профессионалов пенсионного рынка не учитывается, аргументы отвергаются или остаются без рассмотрения.
У членов Ассоциации в связи с этим возникают сомнения в результативности обсуждения Стратегии. Социальный блок Правительства готовности к корректировке Стратегии не проявляет, создает лишь видимость широкой общественной дискуссии, а на самом деле уже реализует Стратегию без согласования концептуальных положений.
Отдельные положения Стратегии в виде законопроектов вносятся в Государственную Думу. Так, например, уже принят в первом чтении законопроект, в соответствии с которым с 1 января 2013 г. увеличивается налогообложение работодателей. Поправками ко второму чтению через депутатов внесено предложение также с 1 января 2013г. изъять 4% из тарифа обязательных накопительных взносов и направить их в распределительную часть пенсионной системы, против чего возражают Минэкономразвития и Минфин России. Это предложение пытаются «протащить» до окончания дискуссий по Стратегии, тем самым предопределить судьбу накопительного компонента до принятия соответствующего решения.
Поспешность, с которой социальный блок Правительства реализует свою позицию, по нашему мнению, не вызывается необходимостью и не имеет убедительных объяснений.
В связи с этим, уважаемый Владимир Владимирович, Ассоциация считает необходимым довести до Вашего сведения мнение членов НП «НАПФ» относительно развития пенсионной системы в Российской Федерации, поскольку оно остается без внимания авторов Стратегии.
Действующая пенсионная система все еще сосредоточена, главным образом, на решении проблемы борьбы с бедностью среди пенсионеров. Создание условий для зарабатывания пенсии для молодых и активных, для тех кто способен к ответственному выбору места работы, выбору уровня потребительского бюджета (в первую очередь, для так называемого среднего класса) – до сих пор неразрешимая задача. Пенсия у этих граждан не превышает, как правило, 10 -15 % заработка, что не может быть приемлемо. Именно обязательные пенсионные накопления являются эффективным и надежным инструментом, позволяющим в современных условиях и в будущем обеспечить необходимую дифференциацию в размерах пенсий и предоставлять этим гражданам достойные пенсии.
Ассоциация считает, что нельзя строить систему обязательного пенсионного страхования, основываясь только на распределительных принципах (пенсии финансируются из собранных взносов, что называется «с колес»), а это по сути предусматривается в Стратегии. Это дает хороший эффект только тогда, когда численность работающего населения намного превышает число пенсионеров. Учитывая неблагоприятный демографический прогноз, в России целесообразно развивать свою, уникальную, по мнению ведущих зарубежных экспертов (ОЭСР, Всемирного банка), систему, действующую на основе сочетания распределительного и накопительного способов формирования средств для выплаты пенсий.
По мнению членов НП «НАПФ», нельзя строить пенсионную систему в России, основываясь на популизме, на сеянии социальной розни. А это, к сожалению, имеет место в ходе обсуждения Стратегии. Точно так же, как и противопоставление распределительного и накопительного компонентов, образующих каркас пенсионной системы России. Мы считаем, что дискредитация накопительной составляющей государственной пенсионной системы особенно опасна, когда она исходит от высокопоставленных должностных лиц. Члены Ассоциации нередко сталкиваются с тенденциозными стереотипами, подтасовкой статистических данных, досужими домыслами по поводу неустойчивости НПФ, неэффективности накопительного компонента, в т.ч. из-за недостаточной доходности от инвестирования пенсионных накоплений.
Выводы о том, что накопительный компонент себя не оправдал, по меньшей мере, преждевременны.
Во-первых, некорректно судить об этом по истечении небольшого промежутка времени, учитывая долгосрочный характер пенсионных накоплений, рассчитанных не на 10, а на 25-30 и более лет. Основной выход на пенсию тех, кто делал накопления, ожидается за пределами 2020 г.
Во- вторых, то, что пенсионеры не смогли на данном этапе накопить на старость сколь-нибудь значимых средств, нельзя отнести к недостаткам собственно накопительного компонента. Такое положение объясняется тем, что сейчас на пенсию выходят в подавляющем большинстве «двухпроцентники», чьи пенсионные накопления формировались только в 2002-2004 г.г., причем, исходя из 2% от заработка.
В-третьих, невысокая инвестиционная доходность характерна для пенсионных накоплений, находящихся в государственном управлении. Она является результатом неэффективного регулирования, при котором значительная доля пенсионных накоплений направлялась в низкодоходные инструменты (ОФЗ). В отличие от этого, инвестиционный доход по пенсионным накоплениям, которые по заявлениям граждан переведены, начиная с 2005 г., в различные НПФ, в суммарном выражении превысила инфляцию, накопленную в истекшем периоде.
Совершенно очевидно, что проблемы накопительного компонента, прежде всего, обеспечение сохранности пенсионных накоплений, повышения доходности от их инвестирования, лежат за пределами пенсионной системы. Их решение не требует отмены обязательного характера пенсионных накоплений и не зависит от этого.
Ассоциация обращает внимание на устойчивую тенденцию в поведении российских граждан относительно своих пенсионных накоплений. Несмотря на неблагоприятный информационный фон в СМИ, на негативные оценки и суждения представителей государственных органов, особенно в последние годы, численность граждан, сделавших осознанный выбор о переводе своих накоплений из ПФР в НПФ, неуклонно растет. Только за 8 месяцев текущего года их число превысило 3 млн.человек, а всего к началу 2013 г. в системе фондов их будет более 20 млн. человек.
Члены НП «НАПФ» считают, что нельзя допустить того, чтобы выбор этих граждан был проигнорирован, а их накопления заморожены даже в угоду кажущейся возможности сбалансировать пенсионную систему за счет отказа от пенсионных накоплений. Это, однако, не учитывается авторами Стратегии.
Для членов НП «НАПФ» негативные последствия реализации Стратегии в ее нынешнем виде очевидны:
- проблему дефицита бюджета ПФР за счет отказа от обязательных пенсионных накоплений не решить (объем этих накоплений значительно меньше величины дефицита). При этом следует ожидать увеличения страховых обязательств ПФР перед будущими пенсионерами, для исполнения которых средств не хватит в связи с сокращением плательщиков взносов, что потребует новых вливаний в пенсионную систему из федерального бюджета, а также роста фискальной нагрузки на работодателей;
- долгосрочный инвестиционный ресурс для целей развития российской экономики будет значительно сокращен, в отсутствие обязательных пенсионных накоплений возникнут затруднения с формированием в России международного финансового центра;
- отмена обязательных пенсионных накоплений будет свидетельствовать о непоследовательности и непродуманности стратегических решений властей в этой сфере, усилит недоверие граждан к пенсионной системе, к долгосрочным финансовым институтам и в целом к государству. Не хотелось бы, чтобы десятки миллионов россиян испытывали разочарование по поводу того, что поверили в пенсионную систему, предусматривающую институт обязательных пенсионных накоплений, законодательная база которой инициировалась Вами в 2001 г.
Уважаемый Владимир Владимирович! Члены НП «НАПФ» обращаются к Вам с убедительной просьбой учесть наше мнение при принятии судьбоносных для российской пенсионной системы решений.