Более того, сообщается, что в Правительстве активно обсуждается вопрос об отмене обязательных пенсионных накоплений в целом как неэффективных.
НАПФ исходит из того, что мотивы, которыми руководствуются в социальном блоке Правительства очевидны - проще распределить имеющиеся средства, чем заниматься проблемами повышения эффективности инвестирования пенсионных накоплений.
НАПФ в связи с этим считает, что вряд ли было бы правильным возлагать только на негосударственные пенсионные фонды бремя ответственности за обеспечение надлежащей доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений. В полной мере негативное влияние на результативность размещения пенсионных средств оказывают и неэффективное государственное регулирование условий и порядка их инвестирования, и проблемы российского фондового рынка.
Представители пенсионного сообщества в течение, как минимум, последних 5 лет ставили перед Правительством вопрос о расширении списка и изменении требований к активам, в которые разрешено инвестировать пенсионные накопления, чтобы увеличить доходность таких вложений. И лишь недавно соответствующим министерствам поручена проработка проблемы.
НАПФ считает, что при оценке накопительного компонента российской пенсионной системы в социальном блоке Правительства не учитывают то, что наличие института обязательных пенсионных накоплений в действующих условиях является своеобразным инструментом сдерживания необеспеченного роста государственных обязательств по пенсиям, оплачиваемым за счет распределения текущих страховых взносов.
В Ассоциации удивлены невыдерживающими критики и абсурдными по сути заявлениями руководителя Минтруда России о том, что одним из недостатков накопительной системы является то, что негосударственные пенсионные фонды, получая деньги в виде накопительных взносов, ничего за это не платят. НАПФ отмечает, что высокая социальная значимость негосударственных пенсионных фондов подтверждена их функционированием на протяжении более чем 20-ти летнего периода и не нуждается в "оплате" такого статуса, как бы это ни грезилось высокопоставленному чиновнику.
Что касается моратория на формирование пенсионных накоплений в 2015 году, то НАПФ отмечает следующее:
1. Вновь приходится констатировать, что столь важное для пенсионной системы решение принимается в Правительстве келейно, игнорируя законодательно установленные механизмы согласования в рамках трехстороннего социального партнерства, что, к сожалению, все в большей степени становится повседневной практикой социального блока Правительства.
2. Изъятие средств пенсионных накоплений вопреки воле более 22 миллионов застрахованных лиц, которые перевели свои пенсионные накопления из государственного ПФР в негосударственные пенсионные фонды, это не только удар по накопительной системе, но и существенный подрыв доверия граждан России к политике государства в пенсионной сфере, которая все в большей степени характеризуется непредсказуемостью.
Социальный блок в Правительстве сознательно вводит российских граждан в заблуждение относительно того, что направление без их желания накоплений в страховую часть пенсии якобы не ущемит пенсионные права. На самом же деле вместо реальной денежной прибавки в накопительной части пенсии людям запишут на счета эфемерные пенсионные баллы с неизвестным результатом их стоимости при выходе на пенсию.
3. Пролонгация на 2015 год моратория на пенсионные накопления в целях направления их на текущее потребление - это не только "залезание в карман" будущим пенсионерам для того, чтобы заплатить нынешним. Это и наращивание обязательств государства по пенсиям, выплачиваемым на распределительной основе, для обеспечения которых достаточных страховых средств не будет, в первую очередь, вследствие неблагоприятной демографической ситуации. В связи с эти потребуется либо рост налоговой нагрузки на работодателей, либо увеличения и без того растущих дотаций в ПФР из федерального бюджета.
4. Принудительное изъятие Правительством пенсионных накоплений и в 2015 году не только не решает проблем бюджетного дефицита, но и лишает экономику инвестиционного ресурса (по экспертным оценкам, до 1% ВВП), который и так уже ограничен из-за известных санкций.
5. НАПФ обращает внимание на то, что данное решение Правительства не согласуется с заявлениями Президента России относительно развития накопительного компонента пенсионной системы.
Как известно, мораторий на пенсионные накопления в 2014 году публично объяснялся необходимостью проверки негосударственныхпенсионн фондов, обеспечения большей прозрачности их деятельности, создания системы гарантий сохранности пенсионных накоплений. При этом, выступая на инвестиционном форуме "Россия зовет" (октябрь 2013 г.) В.В.Путин заявил, что как только будет создана система гарантий, и как только через эту систему будут пропускаться пенсионные фонды, они вновь начнут работать и привлекать средства граждан.
НАПФ отмечает, что Банком России организована и осуществляется кропотливая работа по реализации новых требований к деятельности негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время процедуру акционирования прошли фонды, аккумулирующие 76% средств пенсионных накоплений. Ожидается , что к концу года 96% граждан и 98% пенсионных накоплений будут сосредоточены в фондах-участник системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений.
Однако для социального блока в Правительстве это не является аргументом, там сочли возможным пренебречь упомянутыми выше заверениями пенсионному сообществу со стороны Президента и "продавить" решение, позволяющее,сиюминутно залатать бреши в пенсионном бюджете.
НАПФ полагает, что только по результатам проведения широкой общественной дискуссии (а не ее видимости), учета различных мнений, в том числе экспертного сообщества, в отношении судьбы накопительного компонента российской пенсионной системы возобладает здравый смысл и может быть принято взвешенное решение.