Мы исходим из того, что содержание этого ответа представляет определенный общественный интерес, поскольку касается пенсионных прав миллионов российских граждан.
В обращении Ассоциация акцентировала внимание на том, что Минтруд и ПФР не ведут информационно-разъяснительной работы для населения в доступном формате, многим непонятны новые правила расчета пенсии, что делает невозможным их осознанный пенсионный выбор - формировать смешанную или только страховую пенсию. С тем, чтобы содействовать фондам-членам НАПФ в разъяснении своим клиентам пенсионных новаций, мы задали в обращении конкретные вопросы, в частности, о стоимости индивидуального пенсионного коэффициента ко времени массового оформления гражданами накопительных пенсий, о реальном сроке появления персонифицированного пенсионного калькулятора, обещанного к февралю 2014 года.
В конце сентября Ассоциация получила на данное обращение весьма внушительный (по весу - 15 листов формата А4) ответ из Минтруда России.
Попытки вникнуть в содержание ответа в части проводимой информационно-разъяснительной работы вызвали ощущение того, что Минтруд ошибся адресатом - уж очень он по характеру изложения похож на рапорт "наверх" о достижениях, претендующих на то, чтобы быть достойно отмеченными.
Цифры о сотнях тысяч и миллионах граждан (как следует из ответа), получивших консультации по новым пенсионным правилам, не убеждают, поскольку за этим не трудно обнаружить откровенные приписки. Например, понятно, что регулярный прием граждан в органах ПФР ведется не столько по новым, сколько по текущим пенсионным правилам, но сосчитали, видимо, всех пришедших.
Не вызывает доверия скрупулезный (до единицы) учет "охваченных" граждан, мероприятий и информационных стендов, при том, что в ответе Минтруда, как говорится, смешали все в одну кучу. Ну какое, скажите, информационное воздействие на понимание гражданами новых пенсионных правил оказала, например, итоговая коллегия министерства из Республики Татарстан (в других субъектах Федерации, видимо, это не проводилось) или международная конференция в Минтруде России, и уж тем более Сочинский международный инвестиционный форум? Очевидно, что обсуждение пенсионных вопросов на этих мероприятиях и разъяснительная работа для населения - это не одно и то же.
Ладно бы только это. Ассоциация была бы готова признать некоторую неточность в оценках работы Минтруда и ПФР по разъяснению гражданам пенсионных новаций, если бы не одно но - ее результативность. Вот о чем свидетельствуют социологическиe опросы различной направленности.
Они демонстрируют весьма слабую информированность российских граждан о пенсионной системе. Более половины из них не знают и не интересуются пенсионной реформой и новой пенсионной формулой. Отчетливое представление об этом имеют лишь 17% опрошенных.
Среди граждан в возрасте 47 лет и моложе о сумме пенсионных накоплений на своем пенсионном счете знают 24%, а для 47% это неизвестно. О "заморозке" пенсионных накоплений в 2014 году знают только 10% из них, ровно столько же знают и о возможном продлении моратория на 2015 год, при том, что 57% услышали об этом впервые в ходе опроса.
Невольно возникает вопрос: может быть, вся эта суета Минтруда и ПФР, именуемая информационно-разъяснительной работой, как раз и есть тот случай, когда весь пар в гудок вышел? Но, как говорят, Васька слушает - да ест. В ответе сообщается, что она будет продолжена в плановом порядке. Кто бы сомневался? Но очень хотелось бы чего-нибудь качественно лучшего, чем это следует из ответа-отчета Минтруда.
Ну, а теперь о самом интересном, о том, что в министерском ответе касается расчета страховой пенсии. Видимо, по замыслу авторов предложенная методика этого процесса должна способствовать лучшему пониманию гражданами новой пенсионной формулы и возможности самостоятельно рассчитать (пусть и приблизительно) свою будущую страховую пенсию.
Не надо строить иллюзий. Методика не только не упрощает доступ к тайнам новой формулы, но и лишний раз подтверждает мнение подавляющего большинства экспертов о том, что эта формула помимо прочих изъянов, недоступна для понимания гражданами, т.е. теми, для кого ее сотворил Минтруд. Самостоятельный подсчет пенсии для простых смертных исключается (хотя перед теми, кто это осилит, предлагается снять шляпу). Судите сами.
Для того, чтобы согласно методике рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент, надо в свою очередь использовать еще более 20 коэффициентов, ограничительных и других условий. Но это еще не все. Чтобы получить заветную стоимость этого коэффициента нужно, как минимум, знать:
- объем поступивших в ПФР взносов на страховую пенсию (поинтересуйтесь, когда утверждается отчет об исполнении бюджета ПФР за соответствующий год, тогда все станет ясно);
- сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов всех граждан в стране, получающих страховую пенсию (где ее взять?!, но это не главное - важно помнить, чем их больше, к чему в конечном итоге призывает Минтруд, тем хуже для того, кто пытается посчитать свою пенсию);
- сумму средств, направляемых из федерального бюджета в ПФР, и вот здесь, внимание, оговорка: нужно владеть не всей суммой, а только тем, что учитывается для расчета индивидуального коэффициента. А где получить ответ на вопрос: что и сколько из федеральных трансфертов идет, а что не идет в подсчет пенсии?
Очевидно, не имеет смысла продолжать. За время, прошедшее после появления новых правил, в них практически ничего не изменилось, для граждан все остается туманно, может быть, точнее обозначены рычаги для ручного чиновничьего управления.
Не спасает положение и не снимает вопросов и приведенный в ответе Минтруда пример виртуального расчета пенсии. В частности, почему в этом примере страховые взносы, уплаченные за четыре месяца 2015 года, соотносятся с предельным нормативом их уплаты за весь год? Самое неприятное в данном примере, на что, видимо, не обратили внимание в министерстве - коэффициент замещения, который в предлагаемой пенсии по приблизительным подсчетам не превышает 20% или около этого.
НАПФ полагает, что полученную из Минтруда отписку можно было бы расценить как свидетельство непозволительного пренебрежения вниманием к участникам пенсионного рынка. Печальнее другое. Мы не получили ответы на конкретные вопросы, у нас растет убежденность, что обещания персонифицированного пенсионного калькулятора, скорее всего, обернутся публичным провалом и фиаско. Что это: некомпетентность и непрофессионализм? Но тогда мы столкнулись с новым явлением - наряду с дефицитом пенсионного бюджета, видимо, нужно вести речь и о дефиците управления пенсионной системой в связи с отсутствием разбирающихся в вопросах людей.
В этой связи хотелось бы посоветовать Минтруду известную классику: можешь не писать - не пиши!