Главная / Об Ассоциации

1992

В июле 1992 года в Министерстве социальной защиты населения Российской Феде- рации была создана Рабочая группа по разработке документов для функционирования системы НПФ.

16 сентября 1992 года был опубликован Указ президента РФ N 1077 «О негосу- дарственных пенсионных фондах». Институт НПФ, был призван согласно указу:

  • Снять социальную напряженность в обществе;
  • Сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующих денежные средства.

Указ определял основы и базовые принципы организации деятельности негосудар- ственных пенсионных фондов в Российской Федерации, закрепляя:

  • право организаций и граждан на создание НПФ как юридических лиц и их неза- висимость от системы государственного пенсионного обеспечения;
  • договорный характер отношений между НПФ и «страхователем» на основе «утвержденного примерного договора»;
  • запрет на осуществление НПФ коммерческой деятельности;
  • профессиональное управление активами НПФ на основе договора со «специ- ализированными компаниями» и их имущественную ответственность за «сохранность активов» и «обеспечение минимального уровня рентабельности»;
  • систему государственного регулирования и контроля за деятельностью НПФ на базе Инспекции НПФ при Министерстве социальной защиты населения РФ (Инспекция НПФ), а также систему защиты пенсионных накоплений на базе Межведомственной ко- миссии по оценке рисков инвестиций НПФ;
  • освобождение от налогообложения взносов в НПФ и доходов от инвестиций активов (требующего дополнительной проработки). Государство считало возможным предложить гражданам совместное участие в будущем пенсионном обеспечении.

1993

На заседании Правительства РФ была принята программа реформ на 1993-1995 годы. В ней, помимо прочего, говорилось о необходимости создания условий, способствующих развитию НПФ.

В этом же году в зале коллегий Минсоцзащиты состоялось Первое открытое совещание руководителей НПФ. В ходе совещания была принята Декларация участников рынка дополнительного пенсионного обеспечения. В Правительство РФ были представлены проекты нормативных документов по регулированию деятельности НПФ, разработанные во исполнение Указа No 1077. В ноябре 1993 года была зарегистрирована Ассоциация развития НПФ.

В 1993 году были созданы несколько НПФ, ставшими в последствии одними из са- мых крупных. В частности, это НПФ «Электроэнергетики», развивавший программы негосударственного пенсионного обеспечения работников РАО «ЕЭС России», а также НПФ «Интеррос-Достоинство», впоследствии переименованный в НПФ «Норильский никель».

1994

Состоялось Второе открытое совещание руководителей НПФ, собравшее более 400 делегатов из 50 субъектов Российской Федерации. В том же году Главное правовое управление при Президенте РФ приняло решение о разработке закона «О негосударственных пенсионных фондах».

Была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ.

Соответствующее Постановление Правительства за номером 408 было опубликовано в апреле 1994 года. А уже в мае Правительство выпустило постановление N374«Об основных направлениях социальной политики». В этом документе была отмечена необходимость способствовать развитию негосударственных пенсионных фондов, как организаций, обеспечивающих выплаты дополнительных пенсий за счет как наемных работников, так и работодателей.

Рабочую группу при Государственной Думе РФ по созданию закона о негосударственных пенсионных фондах возглавила Элла Панфилова. Первое заседание Рабочей группы с участием представителей НПФ состоялось в июне в Парламентском центре. А уже в сентябре открылось Третье открытое совещание руководителей негосударственных пенсионных фондов. В декабре того же года деятельность по негосударственному пенсионному страхованию была отнесена к лицензированным видам.

1995

Вышел в свет первый номер журнала «Пенсионные фонды» – первое профессиональное издание о негосударственном пенсионном страховании.

Главным редактором журнала стал Михаил Ильич Алехин. В апреле Государственная Дума впервые рассмотрела подготовленный к первому чтению Закон «О негосударственных пенсионных фондах». Однако, он был отклонен. А уже в августе Правительство одобрило концепцию реформы пенсионной системы, в которой ключевая роль отводилась НПФ. Тогда же кабинет министров ввел порядок лицензирования негосударственных пенсионных фондов. Первые лицензии Инспекция НПФ выдала уже в октябре. Первым получил НПФ «Норильский никель».

Воктябре Госдума во второй раз рассмотрела законопроект «О НПФ» в первом чтении и отклонила его повторно.

1996

В январе президент подписал закон «О некоммерческих организациях», имевший прямое отношение к негосударственным пенсионным фондам. В марте Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) выпустила Комплексную программу по защите вкладчиков и акционеров. В ней НПФ были отнесены к категории коллективных инвесторов.

Государственная Дума в третий раз не приняла в первом чтении закон «О негосударственных пенсионных фондах». А через несколько дней при участии Инспекции НПФ был подготовлен проект президентского указа «О деятельности негосударственных пенсионных фондов». В ноябре Правительство внесло в Государственную думу новый законопроект, получивший название «О негосударственном пенсионном обеспечении». В конце года Госдума приняла закон «О негосударственных пенсионных фондах» в первом чтении.

1997

Создан Независимый экспертный совет по развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Его руководителем стал первый заместитель председателя Правительства В.В. Ильюшин.

Главной задачей Совета была разработка нормативных документов и мер по развитию корпоративных пенсий.

Государственная Дума приняла закон «О негосударственных пенсионных фондах» во втором и третьем чтении. Однако он был отклонен Советом Федерации. В декабре Правительство утвердило состав рабочей группы по вопросам НПО и доработке Программы пенсионной реформы.

1998

Государственная дума приняла в третьем окончательном чтении закон «О негосударственных пенсионных фондах», внеся в него поправки, подготовленные согласительной комиссией обеих палат парламента. Затем закон был принят Советом Федерации и подписан Президентом.

Инспекция НПФ своим приказом утвердила порядок актуарного оценивания НПФ. Правительство утвердило план-график мероприятий, необходимых для реализации закона «О негосударственных пенсионных фондах».

В августе 1998 года произошел дефолт по государственным казначейским облигациям (ГКО). В декабре состоялось совещание руководителей НПФ, на котором рассматривался предложенный Правительством порядок погашения обязательств по ГКО перед негосударственными пенсионными фондами. Тогда же Московский Клуб Кредиторов распространил заявление по поводу несправедливого отношения к НПФ со стороны Правительства РФ при новации ГКО.

1999

Верховный суд России рассмотрел исковые жалобы группы НПФ на незаконные действия Президента и Правительства РФ при замене ГКО на новые госбумаги и денежные средства.

В июне НПФ и их управляющие компании были включены в список организаций, подпадающих под действе закона «Об защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

В декабре Правительство утвердило «Требования к пенсионным схемам НПФ» и «Требования к составу и структуре пенсионных резервов НПФ и контроля за их размещением».

Тогда же на заседании Профессиональной лиги НПФ был принят за основу проект устава Национальной ассоциации НПФ (НАПФ).

2000

В феврале состоялось учредительное собрание НАПФ, ставшей правоприемницей Профессиональной лиги НПФ, и Ассоциации НПФ.

А уже в июне заседание Общего собрания НАПФ и Совета НАПФ, на которых председателем Совета НАПФ был избран М.П. Бережной, а председателем Попечительского совета – С.В. Калашников.

Правительство обязало НПФ заключить соглашения со спецдепозитариями, а также установило предельный уровень их вознаграждения. В октябре на заседании Правительства были одобрены предложения ПФР и Минтруда по введению накопительных принципов формирования трудовой пенсии.

2001

Указом президента образован Национальный совет по пенсионной реформе. В мае на заседании Правительства был одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе. Попечительский совет НАПФ рассмотрел подготовленные Минэкономразвития РФ проект закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах».

В этом же году были внесены поправки в закон «О НПФ», Инспекция НПФ предложила выпустить специальные облигации для негосударственных пенсионных фондов, а также были приняты поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2002

Государственная Дума приняла целый ряд законов. Среди них: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Каждый гражданин получил право перевести свою накопительную часть трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (ЧУК).

Гражданам, участвующим в негосударственных или добровольных пенсионных программах, были предоставлены налоговые вычеты по подоходному налогу.

2003

Государственная Дума внесла поправки в закон «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 10 января 2003 года N12-ФЗ определил исключительные виды деятельности НПФ.

  • Деятельность по НПО
  • Деятельность по обязательному накопительному страхованию по ОПС
  • Деятельность в качестве страховщика по вопросам пенсионного страхования.

ФКЦБ разработала и направила в Правительство проект «Требований по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов», «Порядка размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением», «Типового кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений» и другие документы.

2004

Негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договоры ОПС. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности.

С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Указом президента РФ от 9 марта упразднена ФКЦБ. Ее преемником стала Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Постановлением Правительства от 9 апреля в число основных функций ФСФР включены контроль и надзор за деятельностью НПФ. Инспекция НПФ при Министерстве труда России была упразднена, а ее функции были переданы ФСФР.

На 1 декабря собственные средства фондов составили 125,8 млрд. рублей, пенсионные резервы – 89,8 млрд. рублей. Участниками НПФ были 5 миллионов 526 тысяч человек. Из них 436 тысяч человек получали пенсию от негосударственных пенсионных фондов.

2005

Общее число участников НПФ превысило 6 млн. человек. Из них дополнительную негосударственную пенсию получалиболее 520 тыс. участников НПФ.

В 2005 году выплачено негосударственных пенсий на сумму общую сумму, превышающую 5 млрд. рублей. Пенсионные резервы НПФ составили 175,5 млрд. рублей, имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) - 215,2 млрд. рублей. Количество НПФ - 296

Продолжился пересмотр нормативной базы для деятельности НПФ. Были внесены изменения в закон «О негосударственных пенсионных фондах». НПФ обязали отражать результаты инвестирования средств пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных пенсионных счетов застрахованных лиц. А также направлять не позднее 1 сентября информацию о состоянии лицевых счетов гражданам.

2006

Количество НПФ в России сократилось до 289. Из них 73 НПФ осуществляли деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Количество участников превысило 6 млн. 193. тыс. человек. Количество застрахованных лиц по ОПС – более 690 тыс. человек. За период с 1998 года объем средств пенсионных резервов вырос в 70,1 раза, численность участников НПФ в 35,4 раза, а количество получателей негосударственных пенсий – в 3,9 раза. При этом сумма пенсионных накоплений, аккумулированных в НПФ превысила 5,28 млрд. рублей.

2007

Количество НПФ в России сократилось до 253. По искам ФСФР были приостановлены действия лицензий у 19 негосударственных пенсионных фондов.

Объем пенсионных резервов, аккумулированных в НПФ к середине года вырос до 431 млрд. рублей. Пенсионных накоплений – до 19,9 млрд. рублей или почти в два раза по сравнению с началом года.

Государственная Дума приняла поправки в закон «Об инвестиционных фондах», согласно которому были увеличены лицензионные требования к НПФ. Установлена необходимость наличия у НПФ имущества для обеспечения уставной деятельности в размере не менее 30 млн. рублей.

2008

В НПФ в рамках негосударственного пенсионного обеспечения поступили пенсионные взносы на общую сумму более 56 млрд. рублей. Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получали более 1 млн. 26 тыс. человек.

Действующие договоры по ОПС имели 106 фондов. С учетом 512 филиалов и других обособленных подразделений НПФ действовали в 200 населенных пунктах России. Участниками НПФ являлись 6,75 млн. человек, или почти 10% занятого в экономике России населения. Еще более 5 млн. 787 тыс. человек были застрахованы по обязательному пенсионному страхованию.

В результате финансово-экономического кризиса 2008 года общая сумма дефолтных облигаций в портфелях НПФ превысила 4 млрд. 225 млн. рублей. Из них в портфелях пенсионных резервов – более 3 млрд. 753 млн. рублей, и пенсионных накоплений – более 502 млн. рублей. Произошло снижение сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, поступающих в НПФ. Управляющие компании НПФ по итогам года получили отрицательный финансовый результат.

30 апреля принят закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (ДСВ).

2009

Участниками системы софинансированиястали 725 тыс. человек. Общая сумма дополнительных взносов граждан на накопительную часть пенсий превысила 2 млрд. рублей. Средняя сумма взносов колебалась от 235 до 1170 рублей в месяц.

С 1 июля вступили в силу повышенные требования к имуществу фондов до 50 млн. рублей. Кроме того, прекратилось действие лицензий, выданных НПФ до 1 января 2003 года. Введено требование о наличии у НПФ интернет-сайта. Рынок покинули 75 фондов, не ведших активной деятельности.

НАПФ разработал первые стандарты деятельности фондов;- «Система стандартизации НАПФ. Основные положения», «Термины и определения», «Раскрытие, предоставление и распространение информации».

2010

По состоянию на 1 марта лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имели 164 фонда. Число участников НПФ превысило 12 млн. человек.

Из них 7,5 млн. человек формировали в НПФ накопительную часть трудовой пенсии и еще 2,2 млн. человек являлись одновременно участниками НПО и ОПС. Количество граждан, получающих накопительную пенсию выросло до 1,75 млн. человек.

НАПФ утвердил стандарт «Требования к сайту фонда в сети Интернет». Совет НАПФ принял решение о разработке группы стандартов по вопросам защиты персональных данных клиентов негосударственных пенсионных фондов и работников фондов.

2011

Объем пенсионных средств, аккумулированных в НПФ на конец года превысил 1 трлн. 94 млрд. рублей. В системе негосударственных пенсионных фондов работали 145 НПФ, имеющих лицензию. Число участников негосударственных пенсионных фондов превысило 20 млн. человек. Из них накопительную часть трудовой пенсии в НПФ формировали более 15 млн. человек.

Министерство экономического развития подготовило законопроект «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации».

2012

Система негосударственных пенсионных фондов представлена 128 фондами. Накопительную часть трудовой пенсии в них формировали 16,5 млн. человек. Почти 6,8 млн. человек формировали накопительную пенсию в системе НПО. По итогам переходной компании 2012 года общий объем пенсионных накоплений, аккумулированных в НПФ превысил 1,5 трлн. рублей.

Начались выплаты накопительной части трудовой пенсии, срочные пенсионные выплаты за счет пенсионных накоплений и единовременные выплаты.

С 1 июля повышено минимальное требование к размеру имущества для обеспечения уставной деятельности – до 100 млн. рублей. Общее собрание НАПФ приняла «Стандарт управления рисками».

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, предусматривающий создание единого регулятора банковского и финансового рынка на базе Банка России. Началась подготовка законопроекта о саморегулируемых организациях на финансовых рынках. Министерство финансов начало подготовку законопроекта об акционировании негосударственных пенсионных фондов.

Правительство утвердило «Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».

2013

По итогам года число застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды для формирования накопительной части трудовой пенсии к концу года достигло 30 млн. человек. Это более 65% граждан, уплачивающих страховые взносы в пенсионную систему.

Сумма пенсионных накоплений в НПФ превысила 1 трлн. рублей. В течение 2012-2013 годов число застрахованных лиц, выбравших НПФ увеличилось в 1,9 раза.

Государственная Дума приняла закон N251-ФЗ, передающий полномочия ФСФР Банку России по регулированию деятельности участников финансового рынка, в том числе НПФ. Банк России подготовил законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков».

Государственная Дума приняла закон N410-ФЗ, предусматривающий преобразование негосударственных пенсионных фондов, действующих в форме некоммерческих организаций, в форму акционерного пенсионного фонда (АПФ). Введен запрет с 1 января 2016 года на осуществление деятельности по ОПС некоммерческими пенсионными фондами. НПФ, являющиеся некоммерческими организациями и не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по ОПС должны акционироваться до 1 января 2019 года.

Государственная Дума приняла закон N422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации».

 

2014

Первый год моратория на формирование пенсионных накоплений гражданами 1967 года рождения и младше. Общая сумма средств накопительной части пенсионной системы, аккумулированных в НПФ составила 2 трлн. рублей.

Из них 0,9 трлн. – добровольные накопления граждан. На конец 2014 года в России насчитывалось 119 негосударственных пенсионных фондов. В том числе действующих в качестве страховщика ОПС – 90 фондов. Акционирование прошли 63 фонда, объединяющих 98,6% застрахованных лиц и 98,4% пенсионных накоплений. 26 фондов вошли в систему гарантирования.

Банк России утвердил Положение N451-П, которым ввел дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений НПФ, осуществляющих обязательное пенсионное страхование.

Государственная Дума продлила действие моратория на формирование гражданами 1967 года и младше накопительной части трудовой пенсии на 2015 год.

 

 

2015

Второй год моратория на формирование пенсионных накоплений гражданами 1967 года рождения и младше. К концу года число застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды для формирования накопительной части своей трудовой пенсии увеличилось до 30,9 млн. человек.

Число пенсионеров, получающих накопительную пенсию превысило 1,5 млн. человек. Участниками программы государственного софинансированияпенсий стали 15,9 млн. человек. Однако, первый взнос в установленные законом сроки осуществили только 6,12 млн. человек. На конец года в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 33 НПФ. Еще 33 фонда подали в Банк России ходатайство о вступлении в систему гарантирования.

Госдума приняла Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков».

Государственная Дума продлила мораторий на формирование пенсионных накоплений гражданами 1967 года рождения и младше на 2016 год.

2016

Третий год моратория на формирование пенсионных накоплений гражданами 1967 года рождения и младше. Завершение формирования системы гарантирования пенсионных накоплений. Ужесточение надзора со стороны Банка России в 2016 году привело к сокращению количества НПФ до 74.

6 фондов были ликвидированы в результате присоединения к двум другим, еще у 22 НПФ была отозвана лицензия. К концу 2016 года объем инвестиционного портфеля НПФ вырос почти на 20% до 3 260,3 млрд рублей, а отношение этих средств к ВВП – до 3,8%. Суммарный инвестиционный портфель НПФ и ПФР достиг 5 280,7 млрд рублей, а отношение этих средств к объему ВВП составило 6,1%.

Банк России принял Указание, согласно которому до конца января 2017 года фонды должны были разработать и внедрить внутренние документы, регламентирующиепроцесс управления рисками, а также создать отдельное подразделение по риск-менеджменту.

Минфин и Банк России на Московском финансовом форуме анонсировали создание системы Индивидуального пенсионного капитала.

Завершился процесс вступления НПФ в саморегулируемые организации. Банк России зарегистрировал две СРО – НАПФ и АНПФ.

Государственная Дума продлила мораторий на формирование пенсионных накоплений в рамках ОПС гражданами 1967 года рождения и младше до 2019 года.

2017

Четвертый год моратория на формирование пенсионных накоплений гражданами 1967 года рождения и младше. К концу первого полугодия количество НПФ, имеющих лицензию, сократилось до 69. В то же время объем пенсионных средств НПФ и ПФР увеличился почти на 2,4%, до 5 трлн. 406 млрд. рублей.

За II квартал 2017 г. прирост суммарного объема пенсионных резервов и накоплений НПФ составил2,4%, а объем этих средств на конец июня – 3трлн. 567 млрд. рублей. С конца марта по конец июня 2017 г. объем собственныхсредств НПФ увеличился на 16,1%, до 416,2 млрд. рублей. Совокупный объем пенсионных средств НПФ (накопления и резервы) и ПФР (накопления) увеличился почти на 128,8 млрд руб. 5 трлн. 406 млрд. рублей.

Объем средств пенсионных накоплений в НПФ впервые уверенно превысил объем пенсионных накоплений «молчунов» в Государственной управляющей компании ВЭБ.

Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в закон «О негосударственных пенсионных фондах», предусматривающие изменение системы вознаграждения фондов за управление и инвестирование средств пенсионных накоплений.

Первые НПФ в пилотном режиме провели стресс-тестирование своих активов.

  • 1992
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1998
  • 1999
  • 2000
  • 2001
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2005
  • 2006
  • 2007
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
14 марта 2024

Приоритетные законопроекты СРО НАПФ, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации

18 марта 2024

О государственной регистрации изменений, вносимых в устав АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления»

Обзор СМИ

обновлено 18 марта 2024 09:22

Видеоблог

Пленарная сессия «Финансовый сектор как основа стабильности российской экономики»