В условиях глобальной нестабильности развитие фондового рынка становится стратегической необходимостью, а повышение доверия к нему - важным условием для привлечения инвесторов. Как улучшить имидж рынка, сделать его понятным и доступным для бизнеса и граждан, а также повысить его капитализацию? Эти вопросы обсудили на стратегической сессии Минфина России. Вместе с экспертами разбираем, какие шаги нужны для трансформации рынка, какие инструменты и меры господдержки могут стать драйверами роста.
На стратсессии Минфина, организованной совместно с АНО «Национальные приоритеты», замминистра финансов Иван Чебесков подчеркнул, что развитие фондового рынка - одна из приоритетных задач для страны. Он отметил, что стратегическая сессия станет отправной точкой для масштабной работы по формированию нового имиджа рынка, который должен стать понятным и доступным для граждан.
Текущие показатели развития
Данные за прошлый год показывают, что растет интерес бизнеса и граждан к новым инструментам. В 2024 г. состоялось 15 IPO на общую сумму 81 млрд руб. и 4 SPO объемом 21,1 млрд руб. Число физлиц, имеющих брокерские счета, превысило 35,5 млн человек. Активно развивается программа индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС): за январь 2025 г. открыто 33,2 тыс. новых счетов, а за весь 2024 г. - около 605 тыс.
Объем активов на ИИС достиг 117 млрд руб.
Программа долгосрочных сбережений (ПДС) также показала хороший рост: приток новых средств в негосударственные пенсионные фонды в 2024 г. составил 216 млрд руб., а количество заключенных договоров ПДС - 2,9 млн.
Пути увеличения капитализации
Согласно планам государства к 2030 г. капитализация фондового рынка должна увеличиться до 66% от ВВП и доля долгосрочных сбережений граждан - до 40%.
На III Российском форуме финансового рынка, организованном рейтинговым агентством АКРА, И. Чебесков выделил три основных направления для увеличения капитализации рынка:
органический рост без внешнего вмешательства;
привлечение новых эмитентов и инструментов;
снижение дисконта российского фондового рынка по отношению к другим рынкам.
Для реализации этих задач Минфин и Банк России разрабатывают меры по модернизации инвестиционных инструментов, таких как ПДС, ДСЖ и ИИС. Также ведется работа над созданием условий для привлечения иностранных инвесторов. Подготовлен проект указа, который позволит инвесторам беспрепятственно выводить прибыль из страны, что должно повысить доверие к российскому рынку.
Еще один из насущных вопросов - настройка механизмов господдержки компаний через фондовый рынок. И. Чебесков отметил, что Минфин и ЦБ работают над созданием инструментов, которые позволят использовать фондовый рынок для доведения субсидий до предприятий. Публичные компании, акции которых могут приобретать широкий круг инвесторов, будут получать господдержку в приоритетном порядке.
В 2025 г. планируется запустить механизм возмещения затрат на листинг для предприятий технологического сектора.
И. Чебесков также отметил, что перед IPO государственным компаниям предстоит модернизировать корпоративное управление. В настоящее время рассматривается перечень из 7-10 компаний с государственным участием, которые могут быть подготовлены к публичным размещениям.
Для достижения стратегических целей по развитию российским властям предстоит немало работы. «ЭЖ» задала экспертам вопросы: как изменить имидж российского фондового рынка, привлечь частных и институциональных инвесторов, а также как государство может поддержать предприятия через биржу? Ответы специалистов - в комментариях.
Комментарий эксперта
автор: Сергей Гатауллин
Достижение одного из целевых показателей национальной цели устойчивой и динамичной экономики майского указа Президента РФ по обеспечению двукратного роста капитализации российского фондового рынка к 2030 г. потребует от Минфина нетривиальной смекалки. И первая мысль заключается не в том, насколько будут улучшены операционные показатели отечественных компаний, представленных на фондовом рынке, а какая же будет покупательная способность рубля.
С учетом околонулевого доверия частных и институциональных инвесторов к регуляторной политики финансовых властей, не следует начинать с втягивания новых игроков в долгосрочные программы инвестирования, выполнение условий по которым никто не может гарантировать. Лучше дать участникам рынка понятные и конкретные стимулы, применимые в краткосрочном горизонте финансового планирования, как один из примеров - возврат к нулевому налогу на дивиденды.
Что касается государственной поддержки предприятий, то лучшим вариантом будет не подбор просевших активов за деньги налогоплательщиков, а создание понятных условий ведения бизнеса и соблюдение интересов законопослушных предпринимателей в нашей стране.
Комментарий эксперта
автор: Вадим Осокин
У отечественного фондового рынка большой потенциал, но зачастую он ассоциируется с высокими рисками, недостаточной прозрачностью и волатильностью. Чтобы сделать его имидж не только более привлекательным, но и более устойчивым в долгосрочной перспективе нужны дальнейшие меры по повышению прозрачности, установлению четких и понятных правил игры для всех участников, понятных и вразумительных требований к раскрытию информации. Отдельным пунктом стоит просветительская задача - многие, особенно начинающие участники, иногда просто не понимают, как работает фондовый рынок. Людям необходимо детально объяснять, как инвестировать, какие риски существуют и как их минимизировать - здесь крайне важна роль государства и опытных игроков на рынке.
Отвечая на вопрос, как привлечь частных и институциональных инвесторов, можно вести речь о стимулировании со стороны государства в виде потенциального введения налоговых льгот для долгосрочных инвестиций (например, освобождение от налога на доходы физических лиц при владении акциями более 3-5 лет). Это стимулирует людей вкладывать деньги на длительный срок. Расширение инструментария также может быть привлекательным - инвесторам нужен выбор. Помимо акций и облигаций, стоит развивать рынок ETF (биржевых фондов), REIT (фондов недвижимости) и других инструментов, которые позволяют диверсифицировать риски. Внедрение современных технологических решений, таких как блокчейн, для учета сделок, развитие цифровых платформ для торговли и аналитики - все это может сделать рынок более современным и привлекательным для молодых инвесторов.
Государство может сыграть ключевую роль в развитии фондового рынка, особенно в поддержке предприятий через то же субсидирование IPO. Для многих компаний выход на биржу - это дорогостоящий процесс. Государство могло бы частично компенсировать затраты на проведение IPO, особенно для малого и среднего бизнеса.
Для привлечения инвесторов государство могло бы предоставлять гарантии по корпоративным облигациям, особенно для компаний из стратегически важных отраслей. Это снизит риски для инвесторов и сделает облигации более привлекательными.
Создание специального фонда, который инвестирует в акции и облигации российских компаний, особенно в периоды кризисов. Это стабилизирует рынок и покажет инвесторам, что государство готово поддерживать бизнес.
Введение льгот для компаний, которые выплачивают стабильные дивиденды. Это привлечет инвесторов, которые ищут регулярный доход.
Комментарий эксперта
автор: Александр Вайс
В качестве предпринимателя в сфере FinTech и DeFi, я бы выделил несколько ключевых направлений, которые могут кардинально изменить восприятие рынка и стимулировать его рост.
Технологизация и доступность - внедрение DeFi-решений, например, токенизация акций сделает рынок более доступным для молодых инвесторов, привыкших к цифровым активам.
Уже сегодня российский финтех - один из лучших в мире. Нужно продолжать двигаться в направлении упрощения интерфейсов торговых платформ, интеграции ИИ-ассистентов и автоматизированных портфелей - это важные шаги для привлечения новых участников.
Прозрачность и доверие - одной из главных проблем отечественного рынка является недостаток доверия со стороны как частных, так и институциональных инвесторов. Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
Усилить требования к раскрытию информации компаниями, в том числе в части корпоративного управления, ESG-практик и финансовых показателей.
Внедрить независимый аудит крупных эмитентов и обеспечить публичную проверку соответствия стандартам.
Ужесточить контроль за манипуляциями рынком и инсайдерской торговлей, а также внедрить автоматизированные системы мониторинга.
Чтобы фондовый рынок стал более конкурентоспособным, на мой взгляд, стоит разработать механизмы допуска российских компаний к международным биржам в дружественных странах, таких как ОАЭ или Гонконг, чтобы повысить их капитализацию, а также развивать механизмы двойного листинга, которые позволят инвесторам торговать российскими акциями за пределами РФ.
Меры для привлечения инвесторов
Можно ввести налоговые льготы для долгосрочных инвесторов,к примеру: освобождение от налога на прибыль при удержании акций более 5 или 10 лет.
Развивать ИИС (индивидуальные инвестиционные счета) с увеличением лимита и бонусами за длительное владение активами.
Повышать финансовую грамотность населения через программы обучения и информационные кампании.
Для крупных игроков важны предсказуемость и стабильность. Эффективными мерами станут:
Гарантии защиты капитала в случае форс-мажоров: страхование инвестиций или частичная компенсация убытков.
Привлечение суверенных фондов дружественных стран через совместные инвестиционные программы.
Разработка долгосрочных облигационных инструментов с гарантированной доходностью, интересных для пенсионных и страховых фондов.
Государство может стимулировать компании к выходу на биржу, предлагая налоговые преференции для предприятий, проводящих IPO в России.
Интересным механизмом может стать создание государственного венчурного фонда, который будет выкупать доли в перспективных стартапах с последующим выходом через IPO. Это не только поддержит инновационные компании, но и привлечёт розничных инвесторов, заинтересованных в венчурных активах.
Также, на мой взгляд, внедрение токенизированных государственных облигаций или акций госкомпаний позволит снизить барьер для инвестирования и повысить ликвидность.
Источник: https://www.eg-online.ru