Главная / Пресс-центр / Архив новостей / Новости пенсионного рынка

Инфляция в поддержку перестройки

19 апреля 2022

Правительство и ЦБ определяются со среднесрочной стратегией ответа на санкции

Смысл дискуссий в расширенном правительстве о среднесрочном экономическом курсе на 2022–2023 годы стал более ясен после выступления в Госдуме главы Банка России Эльвиры Набиуллиной и президентского совещания, посвященного бюджетной политике. Пока черты курса на ближайшие месяцы выглядят так: некоторое повышение бюджетных расходов, в том числе социальных, терпимое отношение к повышенной инфляции и стимулирование кредита, сохранение «элементов» валютного контроля и сохранение заморозки активов нерезидентов в РФ.

ока очень мало известно о том, что в условиях очень жесткого санкционного давления предполагают делать правительство и Банк России в среднесрочной перспективе: до последнего момента большая часть их действий, в том числе повышение ключевой ставки 28 февраля, валютный контроль, секторальные и категориальные налоговые льготы, в основном были ситуационными решениями. Выступление Эльвиры Набиуллиной перед комитетами Госдумы и совещание президента с правительством «по экономическим вопросам» дают несколько больше информации о том, что в среднесрочном плане обсуждается и что не обсуждается в экономическом блоке расширенного правительства.

Напомним, особенностью начавшегося в марте 2022 года (спровоцированного военной операцией РФ на Украине и санкционным ответом большей части стран ОЭСР — не менее 50% мирового ВВП и внешней торговли РФ) экономического кризиса в том числе является шок импорта и ограничение возможности использования международных резервов при сохранении большей части экспортных доходов. Для предотвращения прежде всего банковского коллапса ЦБ поднял ключевую ставку до запретительного уровня в 20%, ввел беспрецедентные регуляторные послабления и, деконвертировав рубль, запретил экспорт капитала в валюте. Тем не менее среднесрочно эта ситуация не может быть стабильной, а ЦБ неоднократно подчеркивал, что его денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетной. В свою очередь, краткосрочные бюджетные меры Белого дома часто выходили за рамки «пожаротушения», но системного ответа на вопрос, что предполагается изменять, а не продолжать в изменившихся условиях, в сущности не было — если не считать очевидного решения о прекращении накопления средств в ФНБ по «бюджетному правилу».

При этом у правительства явно есть некоторая фора — сверхдоходы 2020–2021 годов в виде остатков на счетах бюджета и бюджетного профицита. Президент на совещании с правительством оценил профицит федерального бюджета в первом квартале 2022 года в 1,1 трлн руб., региональных — в 0,9 трлн руб., в реальности на «покупку» разнообразных отсрочек от первых эффектов экономического кризиса у Белого дома есть как минимум сверхплановые 3–4 трлн руб. возможных допрасходов. Это существенно меньше потенциального падения ВВП (консенсус оценок по 2022 года пока — 10% снижения или немного больше), но тактика «оставить почти все как есть» на 2022 год этими суммами вполне оплачивается.

Однако, в отличие от тактики, стратегия вряд ли может быть продолжением: главное в выступлении Эльвиры Набиуллиной в Госдуме (эти тезисы накануне анонсировались на конференции ВШЭ первым зампредом ЦБ Ксенией Юдаевой) — признание необходимости особых условий для необходимой структурной трансформации экономики в условиях санкций.

Глава ЦБ, со своей стороны, сообщила, что ЦБ будет искать возможности для более быстрого снижения ключевой ставки (сейчас — 17% годовых), при этом снижения инфляции «любой ценой» к таргету Банка России в 4% годовых регулятор добиваться не намерен. И перестройка логистических цепочек, и освоение новых экспортных и внутрирыночных ниш займут некоторое время, и в это время повышенные уровни инфляции нормальны и допустимы. Сейчас ЦБ ждет возвращения к цели по инфляции лишь в 2024 году. В свою очередь, в выступлении перед правительством президент также дал понять, что в некоторой степени проинфляционные шаги, которые не дадут «избыточного сжатия спроса», предполагается предпринимать: и в виде мер по стимулированию кредита, и в бюджетной политике.

В частности, впервые официально заявлено о предстоящем росте бюджетных расходов в виде индексации пенсий, пособий и бюджетных зарплат. Есть некоторая «дискуссия» между ЦБ и Минфином о том, как будет выглядеть бюджетная политика 2022–2023 годов, но в любом случае она будет скорее стимулирующей «структурную перестройку» экономики, чем решающей другие, долгосрочные в оппозиции среднесрочным и краткосрочным, задачи.

Вопрос о том, каким будет пакет стимулирования со стороны Белого дома, пока ответа не имеет. Вероятно, к лету 2022 года речь может идти о фронтальном налоговом стимулировании экономической активности (поскольку концепция резервных фондов, видимо, оставлена до лучших времен), секторальной поддержке не только в IT и электронике. Общий курс на максимальную либерализацию президентом поддержан, поскольку он объявлен главной подействовавшей мерой марта—апреля по преодолению первичных последствий санкционного шока: «Мы поступили правильно, когда не стали прибегать к ручному, искусственному регулированию рынка, а вместо этого, напротив, предоставили свободу частному бизнесу для поиска наиболее подходящих, эффективных решений». Тем не менее отраслевая специализация будущей подсанкционной экономики РФ и ее изменившееся место (и реальное, и целевое) в мировой системе разделения труда во многом будут зависеть от приоритетов стимулирования правительства. Часть этих приоритетов очевидна — наиболее критичные области импортозамещения, часть — под вопросом: если очевидно, что спрос на мировом рынке удобрений для РФ останется драйвером развития отрасли, то для металлургии, химии, агроэкспорта, леспрома, строительства и инфраструктуры все неочевидно и в деталях, и в общем балансе.

В любом случае переход ЦБ к тезисам о поддержке спроса на кредиты, а правительства — к поддержанию спроса через бюджетные социальные расходы говорит о том, что фронтальные меры, в отличие от секторальных, будут по крайней мере пока предпочитаться.

Из этого следует довольно неприятное предположение: по всей видимости, уже в марте—апреле 2022 года параметры снижения внутреннего спроса и кредитной активности таковы (цифр пока нет, кроме отрывочных — в частности, о снижении кредита физлицам на 30–35% в марте), что инфляционные риски отступают на второй план.

При этом предполагается, что в ближайшие 2–2,5 года «особое» состояние экономики не будет принципиально отличаться от нынешнего в основных параметрах. Так, Эльвира Набиуллина подтвердила в выступлении идею сохранения (при возможном ослаблении) валютного контроля и плавающего курса рубля, подчеркнув, что золотая и юаневая часть международных резервов непригодна для управления валютным режимом (это, в частности, ставит крест на всех версиях будущего «золотого рубля»). При этом, как можно было понять главу Банка России, принципиального изменения отношений к активам нерезидентов не будет. Отметим при этом, что, помимо прочего, остаются два нерешенных крупных вопроса в макрокартине, без которых новая экономическая идеология расширенного правительства не слишком прозрачна. Первый — организация внешней торговли с «санкционными» странами в среднесрочной перспективе. От нее зависит роль банковской системы в будущей экономике, и определится ответ на этот вопрос в том числе не в ЦБ и Минфине, а в правительствах «санкционирующих» Россию стран. Второй — источник инвестиций в «структурную перестройку» экономики в 2023–2024 годах: им может быть бюджет, часть доходов от экспорта, внутренние сбережения в разных пропорциях, госдолг, инвестиции «дружественных» стран. Последнее также зависит от политики в отношении «замороженных» активов нерезидентов.

Источник: Коммерсантъ

 
13 декабря 2024

НАПФ предложил инициативы по развитию финансового рынка России

20 декабря 2024

Состоятельные переходят на личные. Эксперты отметили рост популярности прижизненных наследственных фондов

Обзор СМИ

обновлено 20 декабря 2024 11:45

Видеоблог

Вице-президент НАПФ Алексей Денисов принял участие в пленарном заседании Конференции познакомил участников IV Всероссийской конференции «Опыт и тренды развития финансовой грамотности» с перспективами развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Он особо отметил роль НПФ в обеспечении социальной стабильности граждан, а также рассказал об основных преимуществах Программы долгосрочных сбережений. Его выступление увидели более 3 тыс. человек по всей России.