Повышение пенсионного возраста в РФ должно было способствовать включению в рынок труда более взрослых работников. По факту же работники разного возраста на рынке труда оказываются не в равных условиях. Россиянам до 30 лет легче всего найти работу, тогда как граждане пенсионного и предпенсионного возраста сталкиваются с проблемами в найме, рассказывают специалисты кадровых служб. Дискриминация в найме по возрасту, в России был задолго до пенсионной реформы, подчеркивают эксперты, поясняя, что в РФ работник перестает быть востребованным уже после 40 лет. Кризисная ситуация дополнительно подстегнет «возрастную безработицу».
Исследования кадровых служб показывают, что жители РФ в зависимости от своего возраста оказываются не в равных условиях при найме.
К примеру, исследование портала по поиску работы SuperJob показало, что россияне в возрасте до 30 лет легче всего находят работу, в то время как граждане старше 60 лет испытывают большие сложности при трудоустройстве. Свои выводы они основывают на опросе 5 тыс. респондентов более чем из 600 населенных пунктов. Соискателям в ходе опроса было предложено оценить сложность поиска работы по 10-балльной шкале.
В итоге средний ответ по рынку труда – 6,4 балла. Однако россияне в возрасте от 27 до 29 лет реже всего сталкиваются с проблемами поиска работы и оценивают сложность трудоустройства всего в 4,7 балла, рассказывают специалисты. «Больше всего трудностей в поиске работы испытывают россияне старше 60 лет – 8,2 балла», – уточняют исследователи. При этом наиболее трудный период для поиска работы у мужчин – это 51–53 года, 8,5 балла, у женщин от 54 до 56 лет – 8,3 балла, продолжают в компании.
Увеличение возраста кандидата резко снижает вероятность его найма, соглашаются эксперты кадрового рынка. Исследование компании HeadHunter показало, что соискатели в возрасте от 18 до 30 лет получили более 24% приглашений на собеседования, тогда как соискатели от 31 до 40 лет – всего около 17% приглашений. В свою очередь, соискатели в возрасте от 41 года до 50 лет получили чуть более 12% приглашений, а в возрасте свыше 51 года – только 9%.
Возрастным работникам, даже если их в итоге берут на работу, платят зачастую меньше. Зарплаты граждан в предпенсионном возрасте примерно на четверть ниже, чем 30-летних, и приблизительно равны заработкам студентов, сообщала аналитическая служба сети FinExpertiza.
При этом работники на руководящих должностях сохраняют высокие доходы на стабильном уровне до 50 лет, у специалистов среднего уровня квалификации заработки уменьшаются уже с 30 лет. «Занятые в сфере услуг и торговли начинают получать близкую к своему максимуму зарплату практически с начала карьеры – с 20 лет, зато после 30 их доходы идут вниз, у неквалифицированных рабочих зарплаты также падают с 30 лет», – перечислили в компании.
И такое падение доходов предпенсионеров отличает российский рынок труда от западного, где зарплаты растут по мере накопления опыта специалиста, подчеркивали эксперты (см. «НГ» от 05.07.22).
Несмотря на то что возрастная дискриминация запрещена, эйджизм вполне существует, указывают эксперты «НГ». «Отказ возрастным кандидатам обычно происходит на этапе собеседований, когда работодатель по опыту или внешнему виду понимает, что соискатель – предпенсионного возраста», – рассказывает директор по коммуникациям компании Ventra Жанна Волкова, поясняя, что чаще всего официальной причиной отказа бывает over qualified – чрезмерная квалифицированность сотрудника, якобы не требующаяся на данной роли.
Она также не считает, что российский рынок труда сегодня оказался совершенно не приспособленным к возрастным кандидатам. «Сегодня на рынке труда достаточно работы, чтобы получать доход в размере или чуть больше пенсии. Сложности с трудоустройством возникают больше всего на средне- и высокооплачиваемые роли», – подчеркивает Волкова. То есть, если вы предпенсионер и готовы рассмотреть простые роли – работу в МФЦ, или кассиром в магазине, или сборщиком товара, вас скорее всего рассмотрят и возьмут на работу, поясняет она. «А вот продажникам, маркетологам, IT-специалистам может быть сложнее устроиться на работу», – продолжает эксперт.
Волкова также указывает, что в существующей экономической ситуации сокращения идут не только среди старших возрастных групп, но и среди молодых специалистов. «Рынок труда находится в стагнации. Плюс есть ограничения по увольнению сотрудников предпенсионного возраста. И многие работодатели отказываются рассматривать эту категорию на постоянную работу еще и по этой причине», – рассказывает специалист.
Первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета Павел Селезнев говорит, что в РФ «период отсечения» при дискриминационном найме часто встречается уже в 40 лет, что намного ниже даже прежнего уровня пенсионного возраста. «Наше общество столкнулось с массовыми проявлениями эйджизма при найме на работу задолго до пенсионной реформы, причем его жертвами чаще становятся люди, которым до пенсии остается 15–20 лет», – поясняет он. Эксперт считает, что напрямую увязывать проблему эйджизма при найме и пенсионную реформу 2018 года не вполне корректно.
Перспективы рынка труда, по его мнению, пока выглядят туманно. «Российская экономика сейчас переживает фазу адаптации к кризису, которая завершится в лучшем случае к концу года. Лишь тогда мы сможем полностью корректно оценить ущерб для рынка труда», – рассуждает эксперт. Селезнев также считает, что из-за ухода компаний с российского рынка или даже смены собственника в краткосрочной перспективе мы столкнемся с ощутимым ростом безработицы. «Что, конечно же, не лучшим образом отразится на перспективах найма возрастного персонала», – рассуждает он.
Гендиректор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова признает: за последние годы возрастные критерии в ряде вакансий сильно «помолодели». «По статистике, работодатели охотнее нанимают людей в возрасте 25–37 лет, так как в условиях молниеносных перемен бизнесу важно иметь штат сотрудников, которые смогут быстро реагировать в ситуациях необходимости быстрой адаптации к меняющейся конъюнктуре рынка. Молодые специалисты по сравнению с опытными коллегами поглядывают в сторону новых условий куда с большим энтузиазмом. К тому же молодого специалиста проще «воспитать» под себя, чем переучивать опытного коллегу, у которого уже есть устоявшиеся требования и свой взгляд на рабочие процессы», – поясняет она.
Это не значит, что за пределами 40 лет работу найти невозможно. «Некоторые компании ценят опытных кандидатов как раз за твердость убеждений, обширный багаж знаний и возможность передачи опыта молодым сотрудникам. Согласно недавнему исследованию «Работа. ру», кандидатов старше 45 лет ждут работодатели из сфер производства и агропромышленности, ретейла, транспортной и ресторанной сферы», – перечисляет Ускова. «Традиционно зрелые кандидаты востребованы в сферах образования, медицины, в инженером деле», – добавляет управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел.