Главная / Пресс-центр / Архив новостей / Новости пенсионного рынка

РСПП заявил о нарушении властями принципов социального партнерства

28 сентября 2022

По мнению крупного бизнеса, рост нагрузки по соцвзносам противоречит Налоговому кодексу

Бюджет Социального фонда был одобрен без обсуждения с компаниями и профсоюзами, заявили в РСПП, объединяющем представителей крупного бизнеса. Он предусматривает значительный рост базы исчисления страховых взносов

В рамках договоренностей «социальных партнеров» — работодателей, профсоюзов и правительства — предполагалось, что при создании Социального фонда и введении единого платежа по страховым взносам нагрузка на фонд заработной платы вырастет незначительно. Однако при изучении проекта закона «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов» крупный бизнес выяснил, что в нем существенно — на 22,5% — увеличивается размер предельной величины базы для исчисления взносов по всем видам социального страхования. Об этом говорится в заявлении Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

«В результате практически для всех категорий работников устанавливаются максимальные размеры тарифов страховых взносов, приводящие к росту финансовой нагрузки в большинстве отраслей экономики», — утверждают в РСПП.

Как на прошлой неделе писал РБК, с 2023 года власти предлагают установить предельную базу для уплаты всех страховых взносов с зарплат работников на уровне 1,917 млн руб., в то время как бизнес ожидал, что она составит 1,565 млн. Согласно законодательству, до тех пор пока зарплата работника накопленным итогом в пределах года не превышает базу, компании уплачивают с нее полный тариф (30%), а если сумма заработка превысит эту планку, тариф снижается до льготного (15,1%). Таким образом, чем выше предельная величина базы, тем дольше будут перечисляться полные страховые взносы за работника.

Увеличение нагрузки без обсуждений

Вопрос дополнительного изменения предельной величины базы для исчисления страховых взносов не обсуждался с социальными партнерами, подчеркнули в РСПП. Проект бюджета Социального фонда был вынесен на заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уже после его рассмотрения и одобрения правительством. «Это нарушает принципы социального партнерства и дискредитирует этот механизм», — подчеркнули в РСПП.

Министерство труда и соцзащиты 23 сентября как разработчик опубликовало для общественного обсуждения проект бюджета Социального фонда, однако информация о предложенном уровне предельной базы по зарплатам в самом проекте не содержится. Она приводится в пояснительной записке к проекту бюджета Соцфонда (есть у РБК). «Предельная база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством нарастающим итогом с начала расчетного периода составит в 2023 году 1917 тыс. руб., в 2024 году — 2065 тыс. руб., в 2025 году — 2209 тыс. руб.», — говорится в документе.

По мнению РСПП, резкое увеличение базы, облагаемой полными взносами, противоречит действующим нормам Налогового кодекса, который предусматривает установление ее предельной величины на 2023 год путем индексации значения за 2022 год с учетом темпов роста средней зарплаты. «Это увеличение (на 22,5%) значительно превышает рост среднемесячной начисленной заработной платы, который должен лежать в основе изменений базы для начисления страховых взносов», — сообщили в РСПП.

Согласно пояснительной записке к проекту бюджета Социального фонда, предельная величина базы на 2023 год была определена исходя из прогнозного размера среднемесячной зарплаты работников организаций на 2023 год с применением повышающего коэффициента 2,3. Согласно прогнозу Минэкономразвития, размер среднемесячной зарплаты на 2023 год ожидается на уровне 69 452 руб. В 2024 и 2025 годах предельная величина базы будет проиндексирована на прогнозный рост средней зарплаты.

При определении базы на 2022 год по обязательному пенсионному страхованию (1,565 млн руб.) коэффициент не использовался — применялась индексация значения предыдущего года на темп роста средней зарплаты. Когда летом принимался закон об установлении единого тарифа по взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, применение такого порядка исчисления единой предельной базы (произведение прогнозной средней зарплаты, повышающего коэффициента и периода в 12 месяцев) не анонсировалось.

Облагаемая база по страховым взносам отражает уровень социальных гарантий в виде пенсии, больничных, пособий по уходу за ребенком, заявили РБК в Минфине. Предлагаемый уровень базы — результат компромисса между фискальной нагрузкой и объемом социального обеспечения, который был достигнут путем постепенного повышения взносооблагаемой базы с 1,7 средней зарплаты в 2015 году до 2,3 в 2021 году. Правительство предлагает поддерживать достигнутую планку социальных гарантий, имея в виду недопустимость ее снижения, резюмировали в Минфине.

РБК направил запрос представителю вице-премьера Татьяны Голиковой и в Минтруд.

Неизбежное повышение

Подобные решения почти неизбежны в ситуации, когда численность трудоспособного населения сокращается под влиянием коронавируса, рецессии, а также последних событий, связанных в том числе с частичной мобилизацией, и одновременно есть необходимость индексировать пенсии на уровень инфляции и в целом выполнять социальные обязательства, полагает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Кроме того, нельзя забывать, что в последнее время было введено несколько льгот по страховым взносам для малого и среднего бизнеса и ИT-сектора. «Рост взносооблагаемой базы позволит балансировать обязательства Социального фонда», — полагает Сафонов.

Соцфонд в 2023 году рассчитывает собрать страховых взносов с работодателей на 7,8 трлн руб. (с учетом погашения задолженности за истекшие периоды), следует из пояснительной записки к проекту его бюджета. Сколько из них будет собрано по пониженной ставке с зарплат, превышающих предельную базу, не уточняется. При этом расходы на выплаты текущих пенсий превысят 9 трлн руб. Чем выше доходы внебюджетных фондов от сбора страховых взносов, чем меньше трансферт из федерального бюджета (на 2023 год планируется в целом в размере почти 5,1 трлн руб.).

Исходя из предложенной предельной величины на 2023 год, зарплаты до 160 тыс. руб. в месяц теперь будут облагаться полным тарифом страховых взносов.

По данным Росстата, в России зарплаты свыше 100 тыс. руб. в 2021 году получали 10,3% работников средних и крупных организаций, зарплаты свыше 200 тыс. — около 2,2%. Самые высокие средние зарплаты — в отрасли добычи нефти и газа (150 тыс. руб. в 2021 году), финансовом секторе (130 тыс. руб.), производстве табака (108 тыс. руб.), рыболовстве (102 тыс. руб.). Чем выше зарплата сотрудника, тем невыгоднее компании повышение предельной базы по взносам.

На фоне нововведений часть предприятий может начать использовать легальные способы снижения налоговой нагрузки — например, разукрупнение или привлечение вместо части сотрудников самозанятых, полагает Сафонов.

Эффект для пенсионеров

Резкое увеличение взносооблагаемой базы для страховых отчислений увеличит собственные доходы Социального фонда и сократит трансферт из федерального бюджета, подтверждает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. Однако на пенсионные права граждан нововведения вряд ли повлияют в лучшую сторону. «Скорее всего, балльную систему никто не будет менять. Сегодня работник может получить до десяти пенсионных баллов в год — при условии, что он платил страховые взносы с предельной суммы доходов. Увеличение взносооблагаемой базы приведет к тому, что у работника с зарплатой 1,9 млн руб. в год по-прежнему будут максимальные пенсионные права, а у зарабатывающих 1,5 млн они немного сократятся», — отмечает эксперт.

По его мнению, в существующей системе есть ряд несправедливостей, которые не будут исправлены при создании единого Соцфонда. «С одной стороны, суть социального страхования — это перераспределение от более обеспеченных к менее обеспеченным. Но с другой — государство склонно возлагать бремя финансирования пенсионной системы на тех, кто работает вбелую и имеет высокие доходы. Так, например, по действующим правилам заработок выше предельной базы не учитывается при начислении пенсии, но облагается страховым тарифом 10%, который идет в систему», — напоминает Якушев.

В то же время установлен ряд исключений из общего правила: пониженные ставки взносов для отдельных категорий работодателей, низкие взносы индивидуальных предпринимателей, которые непропорциональны получаемым пенсионным выплатам. А самозанятые и вовсе не делают отчислений, но могут претендовать на социальную пенсию, отмечает он.

Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru

25 декабря 2024

Президент НАПФ обозначил роль ПДС в развитии НПО

26 декабря 2024

Минфин профинансировал инфраструктурные проекты почти на 1 трлн рублей

Обзор СМИ

обновлено 26 декабря 2024 08:15

Видеоблог

Вице-президент НАПФ Алексей Денисов принял участие в пленарном заседании Конференции познакомил участников IV Всероссийской конференции «Опыт и тренды развития финансовой грамотности» с перспективами развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Он особо отметил роль НПФ в обеспечении социальной стабильности граждан, а также рассказал об основных преимуществах Программы долгосрочных сбережений. Его выступление увидели более 3 тыс. человек по всей России.