Поступления от части НДФЛ, зачисляемой в федеральный бюджет (т. е. по ставке выше 13%), вырастут почти втрое - с 307 млрд руб. в 2024 г. до 810,54 млрд руб. в 2025 г., следует из пояснительной записки к проекту бюджета на следующую трехлетку. В 2026 г. этот налог принесет казне уже 920,71 млрд руб. (+12%), при этом в 2027 г. показатель снизится до 901,31 млрд руб. (-2,1%), указано в документе.
Поступления в бюджет от налога на доходы физлиц, превышающие 2,4 млн руб. в год (с учетом дохода граждан от контролируемых иностранных компаний), в 2025 г. составят 419,71 млрд руб. по сравнению с 94,21 млрд руб., прогнозируемых по итогам текущего года. Поступления НДФЛ по доходам, полученным от процентов по вкладам, вырастут в 2,3 раза - с 108,5 млрд до 251,5 млрд руб. Поступления по налогу на доходы физлиц, полученные от дивидендов (свыше 2,4 млн руб.), вырастут почти на 40% - с 87,2 млрд до 120,3 млрд руб.
Основными факторами, которые будут влиять на динамику поступлений по НДФЛ, станут расширение прогрессивной шкалы налогообложения, рост заработных плат россиян, а также прогнозируемые показатели инфляции и динамика ключевой ставки, следует из материалов к бюджету.
Согласно поправкам к Налоговому кодексу (НК), принятым в августе и вступающим в силу с 2025 г., вместо действующей сейчас двухступенчатой шкалы НДФЛ ставка будет дифференцирована на пять ступеней. Ставка в 13% сохранится для граждан с доходами, не превышающими 2,4 млн руб. в год. Остальные должны будут платить в бюджет повышенный налог: 15% с дохода от 2,4 млн до 5 млн руб., 18% с дохода от 5 млн до 20 млн руб., 20% с дохода от 20 млн до 50 млн руб. и 22% с дохода свыше 50 млн руб. Изменения коснутся лишь 3% трудоспособного населения страны, т. е. около 2,5 млн человек, отмечал ранее Минфин.
Среднемесячные номинальные заработные платы россиян (до вычета НДФЛ, с учетом премий и надбавок) вырастут на 35% за четыре года с 88 285 руб. в 2024 г. до 119 296 руб. в 2027 г., следует из прогноза социально-экономического развития России на ближайшую трехлетку. В 2024 г. номинальные зарплаты вырастут на 17,9% по сравнению с прошлым годом (74 854 руб.), при этом в последующие годы темпы их роста замедлятся: в 2025 г. среднемесячная зарплата составит 99 952 руб. (+13,2%), в 2026 г. - 110 169 руб. (+10,2%), а в 2027 г. - 119 296 руб. (+8,3%).
«Ведомости» отправили запрос представителям Минфина и ФНС.
Поступления от других налогов
В следующем году кабмин ожидает значительного роста и других категорий ненефтегазовых доходов. Например, собираемость федеральной части налога на прибыль организаций (в 2025 г. 8 п.п. из 25% ставки будет направляться в федеральный бюджет, в 2024 г. - 3 п.п. из 20% ставки) вырастет почти в два раза с 2,18 трлн руб. до 4,18 трлн, следует из материалов к проекту бюджета. В последующие годы прогнозируется более плавный рост: 4,38 трлн руб. в 2026 г. (+4,8%) и 4,67 трлн руб. в 2027 г. (+6,6%), следует из пояснительной записки к законопроекту. На динамику поступлений, согласно прогнозу, повлияет повышение налоговых ставок, введение федерального инвестиционного вычета и переход части налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения (УСН), указано в материалах к бюджету. Кроме того, на показатели ожидаемых поступлений повлиял заложенный в прогноз социально-экономического развития рост прибыли организаций и курса доллара США, а также изменение цен на энергоносители, отмечается в пояснительной записке.
Согласно поправкам к Налоговому кодексу (НК), принятым в августе и вступающим в силу с 2025 г., ставка налога на прибыль организаций вырастет с 20 до 25%. Одновременно вырастет и количество организаций, которые смогут применять УСН, из-за изменения ее критериев в следующем году - в частности, порог годовой выручки для предприятий на УСН увеличится до 450 млн руб. вместо действующего сейчас лимита в 200 млн руб. Кроме того, вырастет и максимальное значение остаточной стоимости основных средств - вместо 150 млн руб. она сможет достигать 200 млн руб. При этом критерий средней численности работников останется прежним - не более 130 человек. По оценкам Минфина, представленным в июле, дополнительные поступления в федеральный бюджет от повышения ставки налога на прибыль должны составить порядка 1,6 трлн руб.
Положительную динамику поступлений в следующем году продемонстрирует и НДС, прогнозирует Минфин. Ожидается, что в будущем году федеральная казна получит 15,45 трлн руб. (+16,7%) после 13,23 трлн руб. по итогам 2024 г., следует из пояснительной записки. Из них 9,86 трлн руб. придется на внутренний НДС (уплачивается при реализации товаров, работ или услуг на территории России), а 5,59 трлн руб. - на так называемый ввозной (уплачивается при ввозе товаров на территорию страны). Прогнозируемые поступления в 2026 г. составляют 16,76 трлн руб. (+8,4%, 10,56 трлн руб. - внутренний НДС, 6,20 трлн руб. - ввозной), в 2027 г. - 18,06 трлн руб. (+7,7%, 11,36 трлн руб. придется на внутренний НДС, 6,69 трлн руб. - на ввозной). Рост поступлений от внутреннего НДС обеспечит увеличение объема ВВП, а также собираемости за счет «повышения эффективности налогового администрирования», указано в пояснительной записке. Ввозной НДС будет расти за счет расширения стоимостного объема импорта и «положительного влияния» курса доллара на его структуру.
Неожиданный рост
Двукратный прирост по налогу на прибыль в 2025 г. на первый взгляд выглядит неожиданным, так как ставка по налогу вырастает только до 25%, отмечает партнер Б1 Марина Белякова. Возможным резервом для таких показателей может стать рост экономики, а также ряд положительных для бюджета макроэкономических допущений, уверена она. Но при их отсутствии выполнить план будет затруднительно, считает эксперт.
В случае экономического спада достичь таких показателей будет непросто, так как возможности повышения эффективности налогового администрирования во многом исчерпаны, соглашается партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. При этом негативная динамика некоторых показателей может положительно сказаться на налоговой базе и последующей собираемости, добавляет он. Например, рост инфляции и дефицита кадров будет, скорее всего, приводить к увеличению заработной платы россиян и, соответственно, поступлений от НДФЛ, поясняет эксперт. Кроме того, фискальные власти могут подготовить новые инструменты для борьбы с зарплатными схемами и теневой занятостью, не исключает Зарипов.
Одним из налоговых резервов остается криптоэкономика и здесь намечаются конкретные шаги по введению специального налогообложения, что позволит налоговым органам администрировать эту сферу, напоминает он. Отдельное направление работы ФНС в ближайшем будущем - борьба с продавцами «бумажного НДС». При этом ФНС необходимо увеличивать «позитивную мотивацию» компаний и граждан платить больше налогов, потому что «кнут и пряник лучше, чем только кнут», полагает Зарипов. Закладывать в прогноз существенное улучшение администрирования со стороны ФНС сложно, так как налоговая служба уже находится «на передовом уровне автоматизации», – считает Белякова.
Источник: https://www.vedomosti.ru